Во время хаоса аргентинцам пришлось выживать любыми способами — и хакерство оказалось лучшим вариантом.
В декабре 2001 года Аргентина погрузилась в хаос. Президент Фернандо де ла Руа досрочно ушел в отставку из-за волны массовых (и самых жестоких с 80-х годов) беспорядков на фоне обострения экономического кризиса: 39 человек убиты, экономика страны рухнула, а полиция ополчилась против мирных демонстрантов.
Пока на улицах шли протесты, а президент менялся каждые 10 дней, компьютерные фанатики, прокачавшие навыки во времена социальной и экономической нестабильности, были заняты изучением программирования и чтением электронных журналов. Так кризис вывел Аргентину в топ хакерских держав.
Страна тонула в насилии, национальная валюта шла на дно, зато хакерская культура процветала. В том же 2001 году, когда де ла Руа досрочно ушел в отставку, в Аргентине была учреждена ежегодная конференция по информационной безопасности Ekoparty.
Появление Ekoparty — прямое следствие хакерского бума. В 2001 году ее основателями стали Хуан Пабло Даниэль Борна, Леонардо Пигнер, Федерико Киршбаум, Джеронимо Басалдуа и Франциско Амато. С тех пор профессионалы в области кибербезопасности каждый год собираются в Буэнос-Айресе, где представляют свои исследования, проводят хакерские соревнования и общаются с представителями крупнейших профильных компаний со всего мира.
Организаторы Ekoparty говорят, что конференция — это «уникальное пространство для обмена знаниями», где проходят «и образовательные, и развлекательные мероприятия, связанные с темой компьютерной безопасности». Несмотря на то что хакеры очень серьезно относятся к своей работе, они не отказывают себе в веселье, и на конференции это всячески приветствуется.
Тема хакерства нашла отражение и в массовой культуре страны. В 2001 году вышел сериал «Хакер», который только подчеркнул общественный интерес к этой деятельности и утвердил хакерство как одну из главных тем в индустрии развлечений (всего за два года до этого на экраны вышел фильм «Матрица»).
На фоне экономического кризиса рухнул курс национальной валюты, а значит все, от самих компьютеров до разных гаджетов, сильно подорожало. Но и это не остановило молодых хакеров. Они продолжали учиться: взламывали программы, создавали игровые чит-коды и искали уязвимые места, присущие любой системе.
Когда журналисты MotherBoard созвонились с Лукасом Апой, хакером и сотрудником американской компании IOActive, работающим в сфере кибербезопасности, он только что вернулся из аргентинского Сената, где обсуждалось, насколько безопасно использовать систему электронного голосования.
Апа рассказал, что впервые проникся темой хакерства еще ребенком, пока играл в видеоигры: «Когда игры стали выходить на CD, они сильно подорожали. Так что мы покупали дешевые пиратские версии. Иногда всё шло нормально, а иногда оказывалось, что в коде ошибка».
Так он впервые столкнулся с обработанным программным обеспечением и очень заинтересовался этой темой. «От игр я перешел к другим программам, мне нравилось их взламывать. В 2001 году появилась рассылка „Cracks Latinos“ на испанском языке, откуда большинство аргентинцев и черпали информацию».
Знание основ пригодилось, и они научились писать эксплойты — по-настоящему вредоносные программы, фрагменты кода или последовательность команд, эксплуатирующие уязвимости в программном обеспечении. Это одна из самых прибыльных форм хакерства, и тут аргентинцы впереди планеты всей.
В 2013 году Апа и еще один его коллега из IOActive, Карлос Марио Пенагос, выступали на ежегодной конференции специалистов по информационной безопасности Black Hat.
Они выяснили, как злоумышленники могут взламывать системы промышленных предприятий с помощью беспроводных датчиков. Апа и Пенагос обнаружили, что с помощью таких эксплойтов можно управлять датчиками с расстояния до 60 км — очевидная брешь в системе безопасности, которая может привести к катастрофе.
Многие аргентинцы специализируются именно на эксплойтах. Например, Джулиано Риццо. Сейчас он интересуется криптографией, криптовалютами и криптоаналитическими атаками, но до этого много лет работал над эксплойтами, пока они ему не надоели.
Прежде чем написать один самых важных эксплойтов за последние годы, Риццо шел к хакерству старомодным путем: он одновременно учился читать, писать и программировать, участвовал в хакерских встречах, где они обсуждали безопасность и «Х/Ф/К/В/А: хакинг, фрикинг, крекинг, вирусы и анархию». Вместе со старшим братом он взламывал видеоигры и жадно читал всё, что писали на тему хакерства.
Одним из немногих журналов, который выпускали аргентинские хакеры на испанском языке, был Minotauro Magazine. Еще был Virus Report, который делал ныне покойный аргентинец Фернандо Бонсембианте.
В 2001-м Джулиано было 18 лет, он учился в школе и ходил на конференции, вроде Def Con и Black Hat. На Ekoparty он впервые попал в 2008-м, а всего три года спустя вместе с вьетнамцем Тай Донгом он представил эксплойт, который завоевал международное признание.
Эксплойт (один из нескольких совместных проектов Риццо и Донга) получил название «BEAST» (Browser Exploit Against SSL/TLS). Он выявляет уязвимости широко распространенного протокола безопасности, который сайты используют для шифрования данных, поступающих через интернет. С таким эксплойтом хакеры могут дешифровать сделки на PayPal и красть пароли от Gmail. BEAST, как тогда сказал Тай, «это первая система, которая действительно может дешифровать протокол HTTPS».
Несмотря на то что обычные люди и не подозревают, что их соотечественники — одни из лучших хакеров в мире, аргентинцы часто называют себя «хакерами по жизни» и говорят, что пословица «хочешь жить — умей вертеться» — это про них. Вторую жизнь находит всё: от ручки до банки из-под варенья. Вместо того чтобы купить новый компьютер, они лучше переберут старый. А что ни говори, превращать хлам в новые возможности — это талант.
Именно из-за такого образа мысли в стране появилось столько талантливых хакеров. Во время кризиса 2001 года пришелся на время нация погрузилась в хаос, зато у кого-то родилось желание бороться с системой, что хакеры, в общем-то, и делают. Апа говорит:
«Нам было так трудно жить, что увлечение технологиями стало своего рода эскапизмом. Многие воспринимали хакерство как борьбу против системы или крупных корпораций».
В основе хакерства лежит стремление что-то нарушить, а кто лучше других готов подорвать систему, как не талантливые гики, привыкшие жить на грани?
В конечном счете, хакеры — высококвалифицированные специалисты, способные решать самые разные проблемы, и так уж случилось, что Аргентина столкнулась с огромным числом трудностей практически на всех уровнях (в политической, социальной и финансовой сферах) как раз в то время, когда интернет стал общедоступен и появилось огромное количество молодых людей, желающих прорваться сквозь все преграды и сделать технологии своей профессией.
Из-за экономической нестабильности и ограничений на импорт, аргентинцам приходится выжимать максимум из минимума ресурсов. Апа говорит, что зато это развивает смекалку, ведь приходится все время думать, «как из старого и давно известного сделать нечто новое».
И такой подход не просто помогает им выжить. Он делает их выдающимися хакерами.