kz ru en

Авторизация


    Авторизация


  • Топ блогов
  • Кем стать
  • Проф. сообщества
  • База педагогических знаний
  • Учебные заведения
  • Анкетирование
  • Сообщества
www.schola.kz

Что такое "Личная Ответственность"?


, Быстрицкая Татьяна

В своей классификации я часто употребляю термин "ответственность". 

Перечитывая вопросы, заданные к статьям во время моего отсутствия, я поняла, что далеко не все мои читатели придают этому понятию то же значение, что и я. Что создает путаницу и в понимании, и в общении. 

Начну с того, что ответственность бывает личная и групповая. 

Давайте для начала разберемся, что такое личная ответственность? 

Не плутая в дебрях различных трактовок, предлагаю простое определение: личная ответственность (а по сути - самостоятельность) - это способность выстраивать в голове логическую цепочку, которая вкратце выглядит как 

"ХОЧУ - ПЛАНИРУЮ - МОГУ - ДЕЛАЮ - ОТВЕЧАЮ за последствия", 

т.е. осознавать свои желания, ставить цели, достигать их и принимать полученные эффекты на себя. 

Разберу подробно: 

1) не просто ХОЧУ, а знаю, чего хочу и зачем мне это нужно! То есть, по-сути, это - формулирование цели. 

2) прогнозирую, КАК это можно получить и к каким последствиям может привести каждый из вариантов. Будет ли эффект от достижения именно таким, который мне нужен? К каким последствиям он приведет? Что может помешать или воспрепятствовать достижению желаемого? Как это можно предотвратить? 

3) выбираю из наилучших (с субъективно минимальными рисками и максимальным эффектом) те варианты, которые НРАВЯТСЯ и МОГУ (умею). 

4) делаю. С большим удовольствием и концентрацией внимания. 

5) Цель достигнута - принимаю овации) Ставлю новую цель. 
Нет - готов к подзатыльнику))) анализирую ошибки, фиксирую их в голове, но не "зависаю" на них, принимаю как опыт и учитываю в будущем. Проверяю актуальность желаемого и возвращаюсь к пункту 2. 
То есть - и победа МОЯ, и поражение МОЕ. 
Без излишней скромности или поиска виноватых. 

Однако, всему вышенаписанному в школе (увы) не учат, а потому свойственно лишь как максимум половине населения земного шара. 

*** 

Многие "пролетают" уже на первом этапе, не понимая своих желаний, не умея их даже внятно сформулировать, а потому и о целенаправленных действиях не может быть и речи. 

Кораблю, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным. 

Основных варианта четыре: 

"чего-то хочу, а чего - не знаю", 

"не знаю чего хочу, но точно знаю чего НЕ хочу", 

"хочу всего (много чего) и сразу" 

и 

"ничего не хочу". 

В общем, следующим этапом на пути к такой цели остается только "пойти туда - не знаю куда и принести то - не знаю что"... 

Другие не разобравшись с пунктом 2, сразу на корню отсекают цели, которые кажутся слишком громоздкими, сложными. Звучит это чаще всего как "хочу, но не смогу". 

А ведь всего-то необходимо упорядочить, разобрать - разложить "по полочкам" в голове... И даже самое амбициозное желание при таком подходе превращается в последовательность простых доступных шагов. 

Третьи, особо скоростные, под влиянием эмоций переходят сразу к активным действиям...Как правило, к тем, которые социум окрестил "необдуманными поступками". А проще - к идиотским. 

Четвертые же и хотят, и могут, но... почему-то не желают и пальцем левой ноги шевельнуть. Ждут, пока кто-то принесет на блюдечке с каемочкой - принц на белом коне, добрая фея или на худой случай волшебник в голубом вертолете. Более того, весьма негативно реагируют на отсутствие оных))). 

Пятые так боятся ошибок, что даже при отсутствии рисков так и не приступят к реализации желаемого. 

Шестые тормознут на финишной прямой, в шаге от победы. 

Седьмые марафон бегут как спринт, а потому на удовольствие от получения лавров победителя уже не остается сил. 

Восьмые... 

В общем, перечислять варианты можно долго, а факт остается фактом - как минимум половина населения не умеет нести личную ответственность - перед самим собой - за свою жизнь, за адаптацию и реализацию себя в этом мире, за "вписывание" себя в реальность.