Каким образом мотивировать учащихся
к чтению художественной и исторической литературы?
К сожалению, наши дети практически не читают. Многие ограничиваются лишь параграфом учебника. Учебник остается основой учебного процесса даже в наш век Интернета, цифровой революции. У детей должен быть нормальный, понятный, интересный, познавательный текст. Учебники истории крайне перенасыщены информацией. Учебная информация неинтересная, скучная, сухая, неэмоциональная. Она оставляет детей безучастными и равнодушными. Изложена бессистемно и нелогично. С трудом поддается запоминанию. Я работаю учителем истории. Во время урока пытаюсь выстроить логическую последовательность, привожу интересные факты из разных источников, рекомендую ознакомиться с дополнительной литературой. Но. Увы. Читать дети не хотят…. Что делать?
Я согласна, что дети сейчас практически не читают. Но анализируя ситуации которые возникают на уроке, вынуждена признать где-то и свою вину. В пятом-шестом классе дети часто поднимают руки и говорят, что они что-то прочитали в какой-то инциклопедии, и не всегда есть время их выслушать на уроке, поощрить их, отметить, а иногда даже говоришь, что ты об этом расскажешь в следующий раз. И как результат - старшеклассники уже руку не поднимают.
Есть несколько причин отсутствия желания читать книги: информационная, медицинская, педагогическая. И конечно, личный пример родителей. Мама читает женские романы или журналы, папа спортивную газету. Ребенка надо не заставлять читать и угрожать наказанием (отрицательно мотивировать): "Пока не прочитаешь 15 станиц, на улицу не пойдешь!!! Или ещё "лучше": за компьютер не сядешь!!! Лучше предложить ему (сначала) книгу которая будет ему интересна, пусть небольшую и предложить рассказть о ней, выразить своё отношение к главным героям. Это может быть началом "дружбы" ребенка с книгой.
не могу согласиться с тем, что дети практически не читают. Мне кажется нужно уточнить - мы говорим о чтении вообще или о чтении исторических романов, научно-популярной литературы и т.п. Дети на самом деле читают и не мало, одних учебников сколько прочитывают, пишут сочинения, рефераты, творческие работы и т.п. и когда сидят за компьютером им то же приходится читать. В своей книге Непослушный ребенок: перезагрузка О. Маховская пишет:"Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана." В своем 7 классе проводила анкетирование, из 25 человек 19 ответили, что читать любят, без труда смогли назвать название и автора последней прочитанной книги и рассказать о ней, удивил и разносторонний интерес. Меня это порадовало, ожидала худшего результата. У меня в классе девочка издает классную газету, и в этой газете есть рубрика "Что почитать?", в которой она анонсирует современные художественные произведения для детей и подростков, и это только её идея без малейшего намека со стороны взрослых, значит это им интересно и необходимо. (газета пользуется большой популярностью) Хотя, так же могу привести множество примеров, когда дети читают с боьшой неохотой. Может быть, что бы дети любили читать в семье должен царить своеобразный "культ книги"?
Я тоже не согласна, что дети не читают. Оглянитесь вокруг, дети читают. Но как и что - это уже вопрос, в силу влияния предпочтений родителей, близких, друзей и... только в последнюю очередь - учителя. Здесь наверное необходимо подумать, чем руководствуется ребенок, беря в руки ту или иную книгу, читая заметку в газете или в блогах у друзей, свестников, что ищет он там?
Для меня замечателен опыт одной коллеги, учителя литературы, которая не только предлагает книги для чтения, но и через книги становится другом свои ученикам.
Именно благодаря одной из ее учениц, я открыла для себя книгу современного писателя Д'Авенья "Белое как молоко, красная как кровь", когда она сказала - так не может писать взрослый, это могу знать только я!
Книга о подростке и смысле жизни, о драме и о надежде. И самое главное она о том, о чем мы обычно молчим на уроках, довольствуясь лишь преподаванием своего предмета.
Совершенствование навыка чтения у учащихся начальных классов является одной из актуальных проблем современной школы. Умение читать – это базовое, ключевое умение всего образования. Это главный, системообразующий учебный навык. Он предполагает успешность обучения на всех последующих ступенях. Любящий книгу и хорошо читающий ребёнок учится сам, он автономен и независим. Считаю, что привитие интереса к чтению учащихся начальной школы это работа не только учителя, но и родителей. Сейчас дети больше не любят сами читать и слушать чтение взрослых. Еще и, к сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят. Если не изменить ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: « Ну, как книга?» – вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, просто необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек.
Я тоже согласна , что современные дети практически не тянутся к книге, не воспринимают общение с книгой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются учителя и родители. Очень жаль, что многие считают , что в век информационных технологии, чтение не так уж и важно . Но такая точка зрения ошибочна. Практика показывает , что без чтения нет личности. Для того, чтобы ребенок читал, необходимо, чтобы перед ним был рядом читающий модуль, этим примером могут быть домашние. Уважение к книге - это уровень внутренней культуры, которому нельзя научить, его можно только незаметно впитать из окружающей среды: школы ,семьи.
В прошлом учебном году я была руководителем интеллектуального клуба "Эрудит"гимназии № 97. Большое число команд как молодежных,так и юниорских,принимающих участие в играх международного клуба "Что?Где?Когда?", показывали прекрасные знания,умение логически мыслить при ответе на поставленные вопросы.Очень часто встречались вопросы по литературным произведениям. Эрудиция наших детей,вдумчивое прочтение произведений, помогали им отвечать на сложные вопросы.Дети читают,но часто, то, что читают дети,не те произведения,которые выбрали бы им мы. Но ведь у них есть право читать то, что им интересно.
Я думаю, что дети читают, только вот что? и когда? Я провожу уроки внеклассного чтения с привлечением родителей учащихся каждую неделю. Когда ребенок видит, что его и дома поддерживают, а не только в школе "заставляют", он и сам начинает читать. Рекомендую всем учителям: не забывайте о мотивации к чтению с начальной школы!! Это действительно важно!
Согласна с Вами, Юлия! Любовь к книге должна первоначально прививаться в семье, с раннего детства.
Нельзя однозначно сказать, что современные дети не любят читать художественную литературу. Речь идёт о том, что большая часть ребят предпочитают потратить свободное время на компьютерные игры и виртуальное общение, а не на чтение художественной литературы. Для мотивации детей к чтению необходимы мощные стимулы, постановка которых будет зависеть от родителей, педагогов и индивидуальных особенностях ребёнка. Нельзя вывести общую формулу, как привить любовь к чтению именно художественной и исторической литературы.
Виртуальная реальность современного мира практически вытеснила из жизни детей книги, которые во все времена были источником знаний, навыков и умений, воспитывали и учили.
Статистика свидетельствует, что снижение интереса к чтению у школьников в большей степени связано отнюдь не с увлечением кино, компьютером и другими новомодными гаджетами. Главная причина в том, что обостряются личностные проблемы, ухудшаются отношения со взрослыми. Чем вам не очередное подтверждение необходимости доверительных разговоров с детьми, хорошим мостиком к которым нередко становится разговор о той или иной книге. Если не поможет, занимайте волшебную позицию под названием «делаем вместе». «Ты знаешь, мне тоже тут не всё нравится, может прочтём вместе и разберёмся, ведь вместе мы сила!». Эти моменты потом будут вспоминаться ребёнком как самые теплые, добрые и нежные. Только не надо говорить, что вам некогда, у вас много работы! Попробуйте всё-таки выкраивать время, хотя бы 15-20 минут каждый день, на чтение книги вместе с ребёнком: в читающих семьях и дети читают больше. Пример моего ребёнка. Когда вышла новая экранизация фильма «Тарас Бульба», муж посадил дочь рядом: «Давай посмотрим!» Досмотрела с удовольствием, плакала рядом с папой, задавала много вопросов. Тогда муж достал книгу, подсказал где найти ответы на её вопросы в книге, а потом они читали книгу вдвоём! Потом было сочинение. Я сначала стала вносить коррективы, а потом вдруг остановилась: пусть остаётся как есть, поправила только грамотность. В итоге учитель попросил зачитать сочинение в классе! Тогда папа предложил ей прочитать Д. Лондона «Белый клык». А после прочтения обсудили книгу, даже поспорили. Так и читаем с папой! А что? Пусть советуется пока не подросла. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», говорил в своё время ещё В. Сухомлинский.
Совершенно верно - в читающих семьях и дети читают больше. вы полюбите проводить время со своим ребёнком за книгой, и он полюбит её читать!
Я согласна с теми, кто считает, что наши дети читают! Только читают они те книги, которые интересны им. А от кого они могут услышать мнение о хорошей, увлекательной книге? Конечно от друзей, а самое главное родителей. Приведу пример: совсем недавно я с большим интересом прочитала книгу Пауло Коэльо "Алхимик". В нескольких словах рассказала о прочитаннном своим сыновьям. Они оба ее прочитали. Читайте сами, читайте с Вашими детьми- тогда им никогда не будет скучно, читайте настоящие добрые книги и у них будет ясный ум и отзывчивое сердце.
Я согласна со многими слушателями. Для значительной части детей, трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, но, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могут не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читают так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходят успешно, причем иногда особо выраженн у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем.
Вместе с тем речь не идет о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.
Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.
Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.
Согласно с вами Марина. Мои внуки ещё сами читать не умеют, но когда они меня просят: "Бабушка, почитай!", я всегда, как бы ни была занята, страюсь наити время это сделать. Иногда возвращаемся к той сказке или рассказу, который уже читали. В этом случае чтение прерывается. Я прошу их помогать и они пересказывают содержание сами. Всё начинается с семьи! Важно "не загубить на корню" желание читать. Необходимо направлять процесс выбора тематики, желательно в соответствии с интересами ребенка.
Я согласна с тем, что дети стали мало читать. Это видно по нашим детям, которые не знают элементарных детских сказок. Когда на уроке цитируешь фразу из сказки или любого другого произведения, а они не могут ответить. Но виноваты в этом родители, которые уделяют своим детям очень мало времени, а всю ответственность сваливают на школу.
Когда ученики приносят на урок дополнительный материал (энциклопедии, справочники, журналы) я стараюсь выкроить время для чтения материала в классе. Но вижу - есть в классе откровенно скучающие дети. К сожалению, - это действительно проблема - дети перестали читать не только художественную и историческую литературу, подчас им трудно прочитать статью из газеты или журнала...
Қазіргі таңда балаларды кітап оқуға қызықтыру, мұғалімнің шеберлігі деп ойлаймын.
Если ребёнок читает мало, то виноваты в этом только мы, взрослые. Малышу читают книги бабушки и дедушки, мамы и папы. Интересно и малышу, и взрослым! Но ребёнок вырастает, отправлятся в школу и интерес к книгам исчезает. Наверно потому что главными книгами для него становятся учебники, которые не всегда интересны, подчас трудны для ребёнка. А мы, взрослые (родители, учителя, классные руководители) не помогли ему разобраться в этом сложном, в неинтересном найти изюминку.
Наши дети читают!
Другой вопрос: как читают, сколько читают и каково порой качество прочитанного материала.
И я согласна с тем мнением, что важен личный пример как учителя, а особенно родителей. Недаром ещё в 16-ом веке бытовало изречение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители – пример ему». Мы, взрослые, родители и учителя, должны постараться убедить ребенка, что эрудиция и достаточная информированность делают читающую личность интересной для окружающих, повышая её статус. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: чтобы испытать наслаждение чтением и не утратить его, в руки к читающему своевременно должна попасть ХОРОШАЯ книга. И мы должны помочь ребенку в этом!
"Люди любят читать то, что читают все. И не любят читать то, что не читает никто".....
Примером в чтении книг, как и во многом другом являются родители. Когда дети видят маму, постоянно читающую перед сном-неважно, какую книгу, они и сами будут следовать ее примеру. Хотя иногда есть и обратные ситуации, когда ребенок становится книголюбом в семье не читающих родителей.
Другая сторона: давать возможность детям выбирать самим книги, предлагая "свободное чтение".В Германии проводили эксперимент,приводили детей в книжный магазин и разрешали брать любые книги, до 600 экземпляров. В тот момент интерес к чтению у детей был огромный. Но здесь так же может выявиться проблема: как научить детей читать не только комиксы и прочую "легкую" литературу, а книги говорящие о главном.
Разговаривая с учениками, я часто получала такие ответы: "Если книга говорит о нашей жизни..пусть это будет книга для подростков или классическая литература..., мы с интересом ее читаем". Не напоминает ли Вам ответ детей один из принципов обучения: принцип "связь обучения с жизнью"?
Я не могу согласится с автором блога, утверждающим что наши дети не читают. К сожалению, большинство наших учителей истории и не только, стоят на твердой позиции "Современные дети не читают!" Я так же являюсь учителем истории и считаю, что историчесмкая литература интересная мне как предметнику не представляет интерес для современного подростка. Что можем мы, учителя истории, предложить современному подростку? Много ли мы прочитали современной литературы о завораживающих приключениях 21 века? Ушло в прошлое то время когда дети запоем читали про пионеров - героев, про рыцарей и мушкетеров, про космос. В настоящее время вдохновляют к чтению наших детей отзывы сверстников, топовые списки для подростков. К таким популярным книгам относятся произведения М. Вебера, Ж-К Гранже, Дж. Роулинг, Б. Акунина, Ф.Пулмана.Можно порадоваться - дети читают! Им интересно! Стоит ли навязывать им свои любимые книги детсва и юности? Придется согласится с тем, что они другие, чем мы. Они живут в режиме он-лайн. Темп их жизни диктует совсем иные задачи. Не проще ли оттолкнуться от интересов детей и предложить им найти в современной литературе отражение реальных исторических событий?
Дети читают мало- я с этим согласна, и думаю основная причина в том, что родители сейчас заняты только тем, чтобы обеспечить детей материально. Но мы учителя начальной школы можем все таки привлечь внимание детей к чтению. Я постоянно провожу наши старые, всем известныем пятиминутки самостоятельного чтения на уроках и прошу приносить детей из дома любимые книиги, потом мы обсуждаем их иногда даже на перемене. Как-то в 4 классе при обсуждении одного произведения девочка сказала, что она посмотрела фильм, а вовсе не читала это произведение, я постаралась доказать что в книге более интересно изложены события, чем в фильме. Я попросила все-же прочитать повесть и потом рассказать, что оказалось интереснее. Мы принесли видео и весь классный час сравнивали книгу и фильм, в выигрыше оказалась книга. После этого случая у меня дети стали читать больше. И родителям и учителям нужно распознать, чем интересутеся ребенок и помочь подобрать ему книгу по его интересам, помочь в этом может библиотека, ведь там так много красочных интересных книг.
Очень интересная дискуссия. Конечно, я согласна с тем, что наши дети все же читают. Но интерес к чтению вытесняют современные гаджеты и культура общения с книгой сегодня воспитывается усилиями учителей. Причем, обычно, в начальной школе.
Интересный опыт мы увидели в одной из школ Великобритании. Каждый день в течение 20 минут вся школа читает. Читают учителя, администрация, дети. И никакие важные дела не могут отвлечь их от этого. Это воспринимается как часть обучения. Дети приносят с собой любые книги, которые им интересны, а по прошествии определенного периода делятся впечатлением о прочитанном.
Нам очень понравилось.
Я согласен со многими слушателями в том, что интерес ребенка к книге должен воспитываться с раннего детства, быть постоянным и систематическим. Но в современных реалиях, когда мир перенасыщен информацией, несистематизированной и разносторонней, процесс чтения книги каким - то образом необходимо оптимизировать. Электронные книги - это выход? Не знаю, может быть.
Балалардың мүлдем кітап оқымауы мүмкін емес. Өйткені мазмұны қызық, оқиғасы шытырман кітаптарды балалар бәрібір оқиды. Ал бүгінгі күні ақпараттық технологиялар заманында тек жас ұрпақты қызықтыра алатындай көркем шығармалар аз. Сол себепті оқушыны ғана кінәлауға болмайды. Жоғарыждағы әріптесімнің пікірімен келісемін, қазіргі күні кітап дүкуендері мен кітапханалар электронды кітап мәселесі төңірегінде ойланғаны дұрыс.
На мой взгляд корень данной проблемы в семейном воспитании или его отсутствии. Если ребенок видит, что родители не читают (книг, газет, журналов), а целый день смотрят телевизор или играют на компьютере, то такого ребенка трудно убедить в необходимости чтения. А еще с самого раннего возраста, как только малыш научится говорить, надо записать его в детскую библиотеку. Хотя сейчас в каждом доме есть книги, любое произведение можно скачать с Интернета, но культура общения с книгой формируется в библиотеке. Именно там посторонний взрослый человек объяснит ребенку как нужно обращаться с книгой и как вести себя в библиотеке, и эти слова будут иметь для начинающего читателя больший вес, нежели наставления родителей. если эти элементарные навыки сформировать в начале жизни, то протом человек никогда не расстанется с книгой.
Иә, осы мәселенің басы отбасынан бастау алады деген рас-ау. Балаларды әріп үйренген кезінен бастап қысқа ертегілер мен әңгімелер оқуға үйрету керек. Әріптесім Марина Анатольевнаның бұл жағдайда ата-ана мен мұғалімнің жеке іс-тәжірибесі ерекше орын алады деген пікірімен келісемін.
Очень интересная дискуссия. Конечно, я согласна с тем, что наши дети все же читают. Но интерес к чтению вытесняют современные гаджеты и культура общения с книгой сегодня воспитывается усилиями учителей. Причем, обычно, в начальной школе.
Интересный опыт мы увидели в одной из школ Великобритании. Каждый день в течение 20 минут вся школа читает. Читают учителя, администрация, дети. И никакие важные дела не могут отвлечь их от этого. Это воспринимается как часть обучения. Дети приносят с собой любые книги, которые им интересны, а по прошествии определенного периода делятся впечатлением о прочитанном.
Нам очень понравилось.
Очень интересная дискуссия. Конечно, я согласна с тем, что наши дети все же читают. Но интерес к чтению вытесняют современные гаджеты и культура общения с книгой сегодня воспитывается усилиями учителей. Причем, обычно, в начальной школе.
Интересный опыт мы увидели в одной из школ Великобритании. Каждый день в течение 20 минут вся школа читает. Читают учителя, администрация, дети. И никакие важные дела не могут отвлечь их от этого. Это воспринимается как часть обучения. Дети приносят с собой любые книги, которые им интересны, а по прошествии определенного периода делятся впечатлением о прочитанном.
Нам очень понравилось.
Қазіргі ақпараттық даму қоғамында оқушылардың кітап оқуға деген қызығушылығын қалыптастыру басты мәселе. осы тұрғыдан алғанда бастауыш сынып оқушылары ата - анасының қадағалауымен берілген тапсырманы оқулықта ноқиды, дайындалады. ал жоғарғы сынып оқушыларының кітап оқуы қиын ба деп ойлаймын. қолына кітап ұстап, қызықтайтын бала да, үлкендер де азайып кетті. Оқушылардың кітап оқуға құмарлығын қалыптастыру үшін үйірме жұмыстарын жандандыру керек сияқты.
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.Я думаю, что учить читать книги надо начиная с родителей.
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.Я думаю, что учить читать книги надо начиная с родителей.
Как учитель литературы хочу заметить, что в наше время, действительно, самое сложное в работе учителя – «заставить» учеников читать, зажечь ту искру читательского интереса, которая впоследствии поможет им «разгореться» жаждой чтения именно художественных книг, а не ограничиваться только комментариями из Интернета к отдельным произведениям. В наше сложное время, особенно когда ощутим дефицит духовности, перед учителем вновь и вновь встаёт вопрос о том, как заинтересовать учеников читать и изучать материал учебников и художественных текстов. Я считаю, что свои уроки учителя-словесники должны строить в контексте как минувших дней, так и сегодняшнего дня, и уроком познания мира, и уроком нравственности. Уроком нравственности, пожалуй, прежде всего. Нужно помочь читателю задуматься над вопросами: что считать добром и что злом, и почему так считать? Каким принципам я должен следовать? И что значит «я должен»? В чем ценность моей жизни? Какой идеал я должен поставить перед собой в виде цели и стремиться к нему? Думаю, что если на каждом уроке литературы ученикам будет представлена возможность искать ответы на сложные жизненные вопросы, они потянутся к чтению.
Кітап-сарќылмас рухани ќазына.Кітаппен жұмыс жасау,оқушының білім сапасын көтерудегі қажетті жағдай.Баланың жалпы дамуы мектептегі оқу мен оның өздігінен оқуына тығыз байланысты.
Оқушылардың кітап оқуға құмарлықтарын арттыру үшін мұғалім алдын ала жоспар құрады.Мұғалім сынып жоғарылаған сайын күрделендіре түседі.Бірте-бірте мәнерлеп оқуға дағды қалыптастыруға болады.
Маған Ольга Владимировнаның келтірген мысалы ұнады. Ұлыбританияның оқыту жүйесін басшылыққа алатын болсақ, осындай пайдалы жағын неге алмасқа? Электронды кітап деген де осы мәселеден шығу жолының бірі деп ойлаймын.
В посдеднее время бытует мнение,что дети не читают. Я соглашусь с этим. В веке компьютерных технологий читающие дети как-то выпадают из цепочки. Раньше больше часов выделялось на изучение одного произведения.А сейчас все больше самостоятельно. Учить детей читать нужно начинать в семье. Если родители читают,то ребенок тоже приучится к чтению. А если родителям некогда,то и результат будет очевидным.
Вполне согласна. В наш век большинство детей увлекает более игра на компьютере, нежели чтение книги. Но хочу сказать, что тут многое зависит от семьи, от того, насколько в семье поставлена культура по отношению к книге. Знаю немало ребят, которые любят читать и читают.
Нельзя сказать, что дети не читают совсем. Они читают много чего в интернете - во-первых, доступно, во -вторых,читают то, что их интересует. Однако качество отдельных материалов и грамотность изложения оставляет желать лучшего. На сегодняшний день у большинства детей отсутствует культура чтения художественной книги. Только учителя данную проблему решить не смогут, необходима помощь со стороны родителей. Очевидно, что в читающих семьях и дети интересуются чтением художественной литературы (бывают исключения). Возможно, результат совместной работы учителей, родителей и окружающего социума по привитию интереса к чтению будет иметь свои результаты.
Может быть и банально прозвучит мой комментарий на эту тему. Но все же я считаю. что личный пример учителя очень важен для мотивирования детей к чтению. Научить детей любить книгу можно, если сам учитель читающий, увлеченный, разбирающийся в новинках литературы. Универсал, который знает и может так увлечь интересными фактами из книг, что ребенок дома и сам прочитает, и родителей заставит. Случай из моей школьной практики.Задаю прочитать сложнейшее произведение Платонова "Чевенгур". Девочка прочитала, но особых эмоций не вызвала. А вот ее отец на родительском собрании поблагодарил меня за эту книгу. Оказывается они с дочерью читали,обсуждали, спорили вместе!
Қазіргі ақпараттық қоғамның қарқынды дамуы кезеңінде балалардың кітап оқымауы тәрізді мәселе дүниежүзілік сипат алып отыр. Жақсы оқитын балалар мұғалімнің мына жазушының мынандай шығармасын оқы, жауабыңда пайдаланып, үзінді, дәлел келтір деген тапсырмасын орындап, кітап оқып келеді. Бірақ, бұл жағдайда бала практикалық мақсатты, яғни, сабақтан жақсы баға алуды көздейді. Одан кейін ол бала шығарманы ары қарай оқып, кітапқұмарлығының қалыптасуы сирек. Бір кездері өзіміз сүйсініп оқыған Кеңес заманының әйгілі класссиктерінің кітаптары қазіргі бала үшін түсініксіз де, қызықсыз болып көрінеді. Ал, қазіргі кезеңдегі қазақ жазушылары өзіміз өмір сүріп отырған қазақ қоғамының, қазақ жастарының, балаларының мәселелерін шынайы көрсетіп жазған шығармалары жоққа тән. Кітап оқуды қалыптастыруға жалғыз мектеп қана емес ата - аналар да белсенді ат салысу керек. Мұны әріптестерім дұрыс көрсетті.
Литература – единственный предмет в школьной программе, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый класс. Чтение как вид познавательной и информационной деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида.
К сожалению, в наше время значение литературы упало. Учителя – словесники остро столкнулись с проблемой читательского кризиса. Учащиеся не читают.
Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.
Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели.
Однако, несмотря на все перечисленные печальные обстоятельства, у каждого учителя всё-таки имеется значительный и доступный резерв возможностей заинтересовать литературой как учебным предметом, а главное – вернуть интерес к чтению.
В своей практике я внедряю личностно-ориентированный подход к учащимся. Плюсы этого подхода в том, что ученик находится в постоянной ситуации выбора и постепенно он понимает, что без знания текста его работа бессмысленна.
Часто использую видеофрагменты на уроках и вижу эффективность в том, что учащиеся сравнивают образы, созданные ими, с образом, представленным в киноверсии. Есть дети, которые приходят к книге после просмотра кинофильма.
Во время изучения лирических произведений используются аудиозаписи со стихотворениями. Эмоциональное воздействие велико.
Увлечь надо с детства. Я создаю слайды с собственным выразительным чтением текста. Рассказ учителя об интересных моментах из жизни писателей и поэтов увлекает детей.Дать возможность для самостоятельного поиска. Много слайдов создано моими учениками. Ищите новые пути и дети зачитают. Надейтесь на лучшее. Терпения вам!
А вот я хотела бы с вами не согласится!! Я читаю, очень люблю!!! Но приучить своего сына к чтению никак не могу!!! читаем из под палки!!! Помогите пожалуйста, если можете!
Шынымен, қазіргі уақыттағы алаңдататын мәселенің бірі. Оқушылардың көпшілік уақыты ақпараттық технологияларды қолданумен өтетіндіктен электронды оқулықтардың сапасы мен мазмұнына да көңіл бөлу керек сияқты.
Кітап оқу отбасынан басталады. Кітап оқуды қызықтыра білу керек.
Оқушыларды кітап оқуға қызықтыру мақсатында мектепте жылда оқу күні өткізіледі.Биыл Мағжан өлеңдеріне өткізілген оқу күні өз ерекшелігімен құнды болды.
Егер заман талабы электрондық құрылғылар мен түрлі техника болса, кітап оқу мәдениетін де сол талапқа сай, оқушылар арасында сәнге айналған техникалар тілін пайдалану арқылы дамыту қажет шығар. Қазіргі таңда ұялы телефоны жоқ оқушы кемде кем. Ал, әрбір ұялы телефонға кез келген кітаптың электрондық нұсқасын жүктеп алуға болады. Мұғалім интернеттен "Абай жолын" өз телефонына жүктеп алып, сыныпқа әкеліп блитуз арқылы оқушыларға таратса, үзіліс арасында, үйге қайтар жолда, асханада, автобуста отырып көптеген оқушылар оқитын шығар?! Кітап оқуды оқушылар арасында сәнге, трендке айналдыру жолдарын іздестіруіміз керек деп ойлаймын.
"Кітап-білім бұлағы" осы нақыл сөз біздің бала кезімізде жадымызға ұстаз арқылы сіңген керемет дүние. Ал оқушыға сол кітап оқыту әрине ұстаз шеберлінсіз жүзеге аспайды.
Уважаемые коллеги,действительно тема актуальная. Считаю ,что ребенок должен видеть это в семье ! Любовь к чтению в нашей семье развил папа! Очень терпеливо он слушал перессказ содержания прочитанной книгти, просил высказать точку зрения ....таким образом возрастал интерес ,умение говорить, обогащался словарный запас Давайте закладывать это в семье .каждый если попытается начать в своей семье , будут уже определенные результаты
Согласна,что современные школьники мало читают.И это не может не пугать,ведь базовой основой умения получать знания является чтение.На мой взгляд,для того ,чтобы привлечь детей к чтению ,необходимо акцентировать внимание на привлечении детей к чтению не как к источнику информации,а как к источнику удовольствия.Необходимо применять все известные технологии,чтобы приучить учащихся к творческому чтению.У ребенка должна "заработать" фантазия,чтобы он видел перед собой образы героев,переживал и радовался вместе с ними и т.п..Научившись так читать,человек всю жизнь будет любить книгу,она будет одним из любимычх видов отдыха.Здесь важна совместная работа педагогов и родителей.Хочется отметить,что есть тенденция сокращения активных читателей и в учительской среде,книга как средство воспитания многими педагогами просто игнорируется.Может быть это тоже является одной из причин отсутствия мотивации к чтению у детей?
Научить детей читать не всегда просто. Сейчас много литературы, как самостоятельно обучить своего малыша чтению чуть ли не с пеленок. Как бы это ни казалось просто на первый взгляд, при обучении чтению есть много подводных камней. Поэтому стоит доверить это дело профессионалам.
Марина Николаевна!
Я предлагаю использовать индивидуализированный подход к обучению чтению, когда детей сразу ориентируют на чтение наиболее важного для них и интересного печатного материала. В этом подходе особенно подчеркивается важность обдумывания читаемого материала. При этом подходе каждый учащийся выбирает для себя наиболее интересный материал (книги, газеты, журналы) и читает его в собственном темпе. Такой «свободный» подход дает учащимся сильную мотивацию к обучению чтению.
Да, дети перестали читать, прожигая все свое время за компьютером.Особая роль в воспитании любви к книге принадлежит семье.Если ребенок рос в атмосфере любви к книге, то ничто не сможет погасить эту любовь.И задача учителя в том, чтобы поддерживать ее в течение школьных лет
Мектептегі оқу үрдісі бастауыш сынып оқушыларынан оқудағы дербестікті талап етеді.Осыған орай, оқу еңбегінің барысында оларды ең алдымен кітаппен жұмыс істеуге үйретуден бастаған жөн. Көптеген бастауыш сынып оқушылары кітап үшін оқуды ұнатады.Сондықтан да балалардың оқуы үшін кітап таңдап алуын үлкендер қадағалап отыруы тиіс. Болашаққа жаңа ғана қадам басқан баланың оқуына ата-ана мен мұғалім бірлесе отырып басшылық жасап, бағыт беріп жіберу қажет. Кітаппен жұмыс жасау, оқушының білім сапасын көтерудегі қажетті жағдай. Баланың жалпы дамуы мектептегі оқу мен оның өздігінен оқуына тығыз байланысты. Оқушылардың кітап оқуға құмарлықтарын арттыру үшін мұғалім алдын ала жоспар құрады. Мұғалім сынып жоғарылаған сайын күрделендіре түседі. Бірте - бірте мәнерлеп оқуға дағды қалыптастыруға болады.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Казалось бы, навык чтения, интерес к чтению прививают ещё с детского сада и занимаются этим на протяжении всех 11 лет школьной жизни. Почему же тогда дети не читают или читают из-под палки? Для начала хотела бы нам - взрослым - задать вопрос: Какие три книги каждый из нас прочитал в этом году? Кто-то, не задумываясь, ответит на этот вопрос, но будут и те (давайте уж начистоту), кто скажет: когда нам ещё и книги читать, у нас такие нагрузки... Поэтому согласна с теми коллегами, кто говорит о том, что проблема не только в том, что ДЕТИ не читают, но и в том, что, мы, ВЗРОСЛЫЕ, читаем не так уж много (или не читаем ничего, кроме того, что необходимо нам по работе). И потому - желая изменить ситуацию, меняем, в первую очередь, себя, чтобы не только нам было интересно с детьми, но и детям было интересно с нами.
Может быть, дети читают не те книги, которые нам хотелось бы. Но кто тот судия, который решает: это - правильные книги, а эти - нет. Наверное, каждый относительно своего возраста, опыта жизни сам решает, что ему нужно в этот момент. Именно поэтому кто-то прочитывает "Войну и мир" в 15 лет, кто-то в 30. Мы критикуем детей, что они не читают классику, но многие ли из нас знакомы с современными авторами детской и подростковой отечественной и зарубежной литературы. Сама литератор, но с уверенностью о себе такого сказать не могу. Наши уроки литературы правильнее назвать "Историей русской литературы" или "Историей казахской литературы". Мы изучаем этапы становления литературы, изучаем классиков (безусловно, это необходимо). Но где место на наших уроках тем книгам, которые интересны нашим детям, котрые поднимают ИХ проблемы?
Когда я проходила практику на 4 курсе в одной из школ нашего города, я была поражена, как просто учитель мотивитровала детей к чтению. На выбор учитель предлагала ребятам несколько книг (просто по названию). В этот раз была выбрана повесть А. Приставкина "Ночевала тучка золотая". В конце каждого урока литературы и русского языка ребята доставали книги (кто в то время мог её приобрести!), и сама учитель или кто-то из ребят читали повесть вслух. Всего 10 минут, но это 10 минут "говорящей" тишины, напряженного внимания, соучастия и ожидания, которые, повторяюсь, просто поражали. Кто-то из ребят, не выдерживал (!!!!!), находил книгу и быстрее дочитывал её сам. Но никогда другим не рассказывал содержание. Обсуждение книги могло быть на уроке или нет, и это, в принципе, неважно. Важно, что дети читали.
Прием, который тоже считаю эффективным, - проведение в конце 1 и 2 полугодий уроков "Посоветуй мне прочитать", где задача ребят - убедить одноклассников, что рекомендуемая им книга должна быть прочитана в первую очередь (форму представления книги выбирает сам ученик). Другой приём обнаружила совсем недавно в одном из пособий по русскому языку. Он обратен предыдущему - "Составь черный список прочитанных тобою книг". Пусть ребята сами определяют, что для них "правильная" литература.
И ещё одной мыслью хочется поделиться: мы все разные, мы в разном возрасте начинаем делать первые шаги, говорить, впервые влюбляемся мы тоже в разном возрасте и так до бесконечности. Наверное, и потребность в чтении ( я не имею в виду учебный материал) у каждого человека появляется тогда, когда ему это необходимо, когда приходит его "возраст".
Бүгінгі күнгі өзекті мәселе деп ойлаймын.Оқушыларды кітап оқуға қызықтырудың бірден бір жолы-отбасылық оқу конференцияларын ұйымдастыру. Яғни оқуға ата-аналарды тарту, бірлесе оқу.Ол үшін оларға тапсырма(көркем туынды) алдын ала беріледі.
Если дети не читают на родном языке, о каком приобщении к мировой культуре может идти речь?! Это замечательно, когда потребность в чтении воспитывается в семье. Все гораздо сложнее, когда речь идет об иностранном языке. Для меня, как учителя английского языка, находкой стала проектная деятельность учащихся. Для исследования проблемных вопросов по грамматике, я предлагаю учащимся находить примеры в произведениях художественной литературы. В результате они с огромным интересом штудируют тексты зарубежных авторов в оригинале. И не страшно, что с этой целью они используют свой любимый компьютер и интернет!
Кітап оқуға қызықтырудың бірден бір жолы- отбасылық оқу конференцияларын ұйымдастыру деп білемін.
Пятиминутное жужжащее чтение любимой книги на каждом уроке в начальной школе - хороший забытый прием из моего детства.
Любовь к чтению должна прививаться в семье. Вспомните вечернее чтение книг в кругу семьи, когда после происходило обсуждение прочитанной книги и в этом принимали участие и дети. Для детей очень важно общение со взрослыми, а тем более когда их точка зрения выслушиваеися и принимается. В современном мире у родителей нет времени на общение со своими детьми, а про совместное чтение уже и не говорим. А жаль!
Оқушылардың әдеби кітап оқуы жылдан-жылға азайып барады.Рухани байлық көзіне жол ашуымыз керек.Мұғалім-оқушы ғана емес,Мұғалім-ата-ана-оқушы-қоғам болып қолға алатын мәселе.
В последнее время отношение к книге изменилось. Теперь, для того, чтобы быть в курсе последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателя - знакомить родителей с приёмами общения малышей с книгой.В нечальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые знакомятся с книгой только в школе.
Прежде всего личный пример взрослых. Если дети часто видят родителей с книгой в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться.
Саттыбаева Гульбагира Балхашовна
Чтение это прекрасно! Но не все дети любят делать это. И наверное им нужно в этом помочь. Помочь заинтересовать, увлечь. ВВести в школьную программу уроки чтения, дни чтения. Организовывать совместные чтения. Например несколько лет тому назад в нашей гимназии был такой опыт , тогда когда собрались дети в 4 аудиториях и читали эпос "Кыз Жибек" .
Карипиди ТД
10 советов как привить любовь к чтению. Любовь к чтению тоже привычка.Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус,и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.
1 Помните , что лучшее лекарство -профилактика
2Подавайте личный пример
3Выбирайте вместе
4Защита ребенка от "Большого Экрана"
5Читайте ребенку перед сном
6Вознаграждайте чтение
7 Читайте по ролям
8 Используйте аудиокниги
9"Внедритесь" в читающие книги
10 Сколько можно читать?- Пора писать!
Я думаю используя10 правил у вас все получиться
Уважаемые коллеги. Огромное спасибо за Ваши комментарии. Очень интересные и весьма полезные.
Уважаемые коллеги. Огромное спасибо за Ваши комментарии. Очень интересные и весьма полезные.
Спасибо, Ольга Владимировна, за интересную информацию про опыт Великобритании. В школе мы проводим дни чтения, но, к сожалению, это происходит очень редко. Думаю, что стоит воспользоваться Вашим предложением и попробовать провести в школе подобный эксперимент.
Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. .... Я думаю, что учить читать книги надо начиная с родителей.