Что же такое одаренность? Как ее разглядеть и ребенка? Как развить? Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности. По теории Дж. Рензулли одаренность есть взаимодействие трех групп человеческих качеств:
• интеллектуальные способности превышают средний уровень;
• высокая мотивация деятельности;
• высокий уровень креативности (способности к творчеству).Наличие у ребенка даже одного из трех качеств говорит о его одаренности. Ребенок с высокими интеллектуальными задатками может родиться в любой семье, но не всегда данные задатки могут быть реализованы. Развитие задатков зависит от окружающей среды — социума (семьи, класса, школы и др.). Не каждый учитель способен разглядеть одаренного ребенка и создать индивидуальную программу работы с ним, которая привела бы к развитию, а не к участию его природных задатков.
Уважаемые коллеги! Наверняка многих волнует работа с одарёнными. Поделитесь опытом!
Нет возможности найти достаточно времени для такого ребёнка, так как учителя загружены бесконечной "бумажной работой".
Мне кажется, что перед каждым учителем, особенно перед учителе начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Александр Владимирович, я с вами полностью согласна.Ведь каждый ребёнок талантлив, но талантлив по своему. Именно учитель начальных классов должен это разглядеть, зажечь его и постараться удержать этот интерес. Ведь ребёнок рождается с огромным творческим потенциалом, но уже в ранние годы мы начинаем этот потенциал сдерживать и обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.
А для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь не только широкий круг интересов, знаний и умений, творческое, нетрадиционное, личное мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю уверенность и настойчивость.Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным!
Бытует мнение, что талантливый человек талантлив во всем! Если говорить о начальной школе, наши дети действительно все талантливы. каждый по-своему, чтобы развить этот талант нужно работать в тандеме с родителями. Главная задача учителя- это не навредить!
Хорошо когда у родителей есть возможность развивать талант и одарённость своих детей!
Жаль , что многие учителя пока не понимают : что именно недирективность и даствозможность развивать одаренность и талантливость
Я с Вами полностью согласна, Ольга Георгиевна. Что касается одаренных детей, они, как правило сильно отличаются от других, в том числе и эмоционально. У меня был такой ученик: во время урока сидит тихо, думает о чем -то. Складывается впечатление, что вообще спит. А потом как выдаст что нибудь очень умное ... Его нельзя было заставить что- то сделать. На вопрос о том, чем он занят он отвечал: "думаю, как думать".... У него "своя ига". Только на курсах я поняла, что это и есть его метапознание. А парень трехзначные числа в уме умножает...
КарипидиТД
Работа с одаренными детьми очень важна и нужна.В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности.Я думаю , мы учителя должны верить, что каждый наш ребенок одарен по своему.И способности , и талант - это понятие индивидуальное.Кому-то дан дар слова, кто-то имеет художественные способности ,кто- то музыкален.Есть дети , которые способны анализировать, а есть которые имеют склонность к обощению,есть прирожденные исследователи,которым интересен просто процесс иследования даже больше ,чем его объект. Мы должны предоставить возможность для развития разных по одаренности детей.
Школа ,учителя должны создавать условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития.
И, самое важное, суметь этот талант, одаренность развить даьше.
Мне думается, что для развития ребенка уже одаренного от природы ( или по генам передалось, что в конце концов одно и тоже) первое что нам нужно- это разглядеть его среди всех, второе- быть разумными, чтобы не погасить эту божью искру, и третье- дать ему возможность развиваться дальше, не своими уже наработанными методиками, а приспосабливаясь к нему, используя весь свой педагогический и человеческий ресурс. Здесь мне кажется подходит больше медицинский термин- "НЕ НАВРЕДИ"!
С одаренными и талантливыми детьми работать всегда очень сложно. Во - превых, их высокий интеллект требует от учителя более детальной подготовки при планировании урока (необходимо подобрать материал и задания, соответствующие учебным способностям такого ребенка); во - вторых, нужно обеспечить развитие креативности его мышления; в - третьих, не терять контакта с родителями и совместными усилиями продвигать его талант или одаренность. В моей педагогической практике тоже встречались одаренные дети, которые с огромной мотвацией к учебе не могли не обратить на себя внимание. Я хорошо помню Рашида А., который в настоящее время работает вирусологом в НИИ Швейцарии, Эдика Ш, - ядерщик - физик в Германии. Они, кстати, выпускники школы Шашубай. На сегодня они профессионаллы своего дела, а я их помню как способных одаренных детей.
Жаль , что многие учителя пока не понимают : что именно недирективность и даствозможность развивать одаренность и талантливость
Нет возможности найти достаточно времени для такого ребёнка, так как учителя загружены бесконечной "бумажной работой".
Кто хочет - найдёт тысячу возможностей, кто не хочет - найдёт тысячу причин!
В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Таким образом, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Каждый ребенок по своему талантлив, а наша задача создавать им условия и не терять их, а дальше развивать одаренность и талант.
Работа с одаренными детьми не самая легкая работа. Но как видно из практики есть же у нас в стране, в городе, в районе выдающиеся известные личности. И все это благодаря неустанной работе наших педагогов. У меня пока нет таких известных учеников, как у нашей коллеги Гуровой Людмилы Петровны. Это действительно ваша заслуга. Честь Вам и хвала!
Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.
В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Таким образом, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.