Глядя на образование через призму товар-клиент (образование-ученик) отношений "Как обернуть наш товар в обертку, привлекающую ученика?" (Р. Белгибаев)
Глядя на образование через призму товар-клиент (образование-ученик) отношений "Как обернуть наш товар в обертку, привлекающую ученика?" (Р. Белгибаев)
Здравствуйте, Евгения Анатольевна!
Спасибо за инициацию записи цитатой Самого! ))))
Шутки шутками, но то, что запись за более, чем сутки, не нашла отклика у аудитории представляется мне печальным.
Неужели вопрос "Почему дети не хотят учиться?" кажется учителям более животрепещущим, чем вопрос в теме?
Добрый день, Рашит!
Достаточно сложно отойти от стандартности мышления. Проще искать виноватых.
А вообще, мне кажется, надо задать самому себе вопрос "Почему я не хотел(а) учиться в школе?"
Учитель математики не мог объяснить мне зачем мне этот предмет, обходясь простой фразой типа: "Пригодится!"
На возражения: "Я неплохо умножаю и складываю в уме, знаю сдачу вперед продавца - вот это точно пригодится. Зачем мне Ваша тригонометрия?" Ответов не поступало.
Вдобавок учитель требовал(а) знание наизусть (слово в слово) доказательств теорем по геометрии. На возражения типа "Я понимаю как это доказали, наизусть учить не собираюсь пока не объясните зачем мне это." Ответов не поступало.
В гуманитарных предметах я понимал одно - надо элементарно повторить сказанное учителем на предыдущем уроке, для пущей убедительности подтвердить умозаключением не противоречащим мнению учителя.
На литературе - читать три тома "ВиМ" - не обязательно (я до сих пор очень медленно читаю. Предпочитаю списать это на то, что я левша и успокаиваюсь). Главное - послушать, что пересказывают те, кто читал, рефлексировать и выдать монолог с ИМХО (IMHO = по моему скромному мнению) к середине урока - "4" гарантировано.
Закончив 9 классов с красным и не получив ответа на вопрос для чего это мне (конец 90х переезжать в город, где есть Вуз мне не представлялось реальным), я практически перестал посещать школу.
Одно могу сказать с уверенностью, думаю, как у многие взрослые люди - СПАСИБО ТЕБЕ, МОЯ ШКОЛА (МОИ УЧИТЕЛЯ), ЗА ТО, ЧТО СДЕЛАЛА МЕНЯ ЧЕЛОВЕКОМ!
Ведь "прокачка" EQ, адаптивности мышления, памяти и функциональной грамотности налицо! ))) И это не смотря на то, что многих терминов и в помине не было в те годы.
А может быть проблема в том, что Ученик не знает "для чего это мне"? Нет поддержки образования со стороны семьи, общества, государства.
Рассматривая примеры успешных образовательных практик мирового сообщества, невольно обращаешь внимание на систему образования в Японии, которая согласно глобальному рейтингу стран, составленному Economist Intelligence Unit для медиахолдинга Pearson (на основании международной оценки результатов выпускных экзаменов между 2006 и 2010 гг.), занимает 4 место.
Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С детства японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.
Или опыт Финляндии (1 место в мировом рейтинге стран в области образования), где дети финнов не идут в школу, пока им не исполнится семь лет; они редко делают домашнее задание и не сдают экзаменов, пока не достигнут подросткового возраста (осознанное обучение); первые шесть лет учебы в школе знания детей не оцениваются вовсе; существует только один обязательный стандартизированный тест в Финляндии, который проводится, когда детям исполняется 16 лет.
А в Сингапуре дети учитася с 7 утра и до 70 лет. Часов в 16 в автобус не залезть - дети едут из школ, а с 16 до 20 - трудно найти свободное место в МакДоналдсе - дети делают уроки. Представляете?! Прямо в МакДоналдсе!!!
А еще мальчики поголовно идут в армию - долг! Они опаздывают в карьере от девочек на 2 года, жалеют об этом, но все равно идут служить.
Подростки, обучающиеся в колледжах, на мой вопрос о высшем образовании (в большинстве своем) отвечали, что надо сначала заработать на него деньги (самим, а не совать родителей в кредитную кабалу).
Проблема в том, что наш менталитет умеют менять из вне (очень успешно, кстати это делают), а мы этого делать не научились, и никто учить нас не собирается.
Действительно, надо менять отношение общества к образованию, но КТО это сможет сделать? Мне кажется, что только ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО УЧИТЕЛЬ. Вопрос только КАК?
- Сорершенствованием методик? Что под этим понимаем? Приемы? Мировозрение?
Учитель?!? Как? Только идя в ногу со временем. Мы, учителя, отстаем от учеников, нам проще работать так, как было "вчера". Время неумолимо движется вперед, а мы отстаем. УВЫ!
Прямо-таки отстаем? Не успеваем тюнинговаться? А как же субъективный опыт? А мудрость лет?
Надо ли догонять этот автобус?
Боже, одари меня понятной (людям) речью!
Образование в течение всей жизни - ИМХО непоколебимый постулат жизни (отностится к любомучеловеку). Остановился - отстал!
Но это не решит проблему отцов и детей. Это будет всегда! Но Вы замечали, что дети не отрываясь смотрят рекламу (!)? А если по такому же принципу передавать фрагменты знаний?
Попросите ребенка до 10 лет перечислить 5 песенок. Сколько из них детские?
Реклама - ярка, громка, броска, динамична, поэтому и приковывает внимание детей. У детей скорость восприятия повыше, чем у взрослых и потому окружающая действительность, включая школьную, им скучна и замедленна.
Я с Вами согласна, реклама завораживает детей. Малыши до 2,5-3-х лет воспринимают то, что видят по телевизору, на бессознательном уровне. То есть они не анализируют увиденное с точки зреня сожержания, а значит, не делят изображение на хорошее и плохое. Красивая картинка, быстро передвигающиеся фигуры, звучная музыка, под которую так весело танцевать, - все это присуще практически любому рекламному ролику, и ребенка завораживает эта суета.
В Америке маленьких деток используют в роли своеобразных консультантов по вопросам качества рекламного ролика. Собирают довольно большую группу малышей в игровой комнате и незаметно пускают серию рекламных роликов. Если малыши отвлеклись от игр, значит, реклама будет иметь успех и у взрослых. Крохотуль не обманешь. Они самые беспристрастные зрители.
Но как быть с подростками?
По поводу песен, это к родителям! Часто мамы используют "Теленяню" в своих интересах: есть пару минут, чтобы отлучиться от малыша. "Теленяня" вещает порой далеко не детские песенки и сказки.