Приветствую всех коллег!
Как правило, учитель -это мама или папа с детьми и учитель-классный руководитель с большой педагогической нагрузкой. К тому же в школе хватает поводов волноваться. Еще время диктует учителю быть на волне новых веяний и требует от него изменений, как внутренних и внешних. А совмещение данных обязанностей требует от учителя колоссальных временных и эмоциональных затрат. В связи с этим у учителя возникают различного рода проблемы со здоровьем. Многим знакомы аритмия, скачки артериального давления, проблемы в межличностном общении и тп.
Какие условия, в том числе и психоэмоциональные, необходимо создать современному учителю в школе для плодотворной работы без ущерба для его здоровья? И важно ли его здоровье?
Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя,
и вы измените окружающий мир.
Ф. Ларошфуко
Уважаемая Данагуль. Действительно, нынешнее время предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню их физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность. Я абсолютна согласна с Вами в том, что педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования: "в школе хватает поводов волноваться". Но причины этого мне кажутся иными. Еще В.А. Сухомлинский в свое время говорил о том, наша профессия предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности: "это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил".
Очень правильным я считаю то, что что Вы обратили наше внимание на здоровье учителя.В связи с этим мне кажется наиболее правильным в фокусе даной проблемы посоветовать любому учителю прежде всего начинать с самого себя. Кто и что должен предпринять для того, чтобы создать условия для плодотворной работы учителя без ущерба для его здоровья? Прежде всего необходимо вооружить (вооружиться) учителя психологическими защитными механизмами, которые обеспечивают устойчивость психики к сильным внешним воздействиям. Представление об окружающих условиях, даже картину мира человек бессознательно приспосабливает к своему «Я» вместо того, чтобы самому приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям.
Я считаю, что личность учителя и его жизнь должны быть образцом пути здоровья, а, следовательно, и нравственности, и мудрости детей и подростков. В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. Однако, очень редко речь заходит о здоровье самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и учащиеся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. Труд учителя - постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая, смена ситуаций. Статистика показывает, что в последнее время среди преподавателей разных учебных заведений возросло число заболеваний нервной системы, голосоречевых органов, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы. Известно, что основными факторами риска труда учителя являются:
- повышенное психо-эмоциональное напряжение;
- значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
- преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;
- большой объем интенсивной зрительной работы;
- высокая плотность эпидемических контактов.
Каждый из этих основных факторов риска педагогического труда может способствовать возникновению профессионально обусловленных видов патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Данагуль, данный вопрос очень актуален и требует тщательного исследования.
Уважаемая Ольга! Замечательные слова! Абсолютно согласна с тем, что нужно меняться самому учителю, а потом и мир вокруг изменится.
Какие, все-таки, причины Вы считаете наиболее травматичными для учителя? (цитирую Вас: "....Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности. После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность..."..."...Но причины этого мне кажутся иными. Еще В.А. Сухомлинский в свое время говорил о том, наша профессия предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности: "это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил".)
И насчет "защитных механизмов"... Не случится ли так, что включив "защиту", точнее, выключив эмоции в ответ на стрессовые ситуации, учитель выгорит? Какие еще пути решения подобной проблемы Вы видите? Да и вообще, Вы действительно считаете, образно говоря, что спасение утопающих-дело рук самих утопающих?
Уважаемая Лариса Николаевна! Да, согласна с Вами, что необходимы тщательные исследования для устранения причин и решения данной проблемы..
Здоровье - это основа для любого человека. Будь это ученик или учитель, врач или строитель... Когда на работу ты ходишь с удовольствием, когда созданы условия для творчества, когда тебя понимают и поддерживают, когда ты чувствуешь отдачу от своей деятельности, тогда ты сам будешь доброжелателен и внимателен, полон энергии и желания творить. Микроклимат в школе необходимо создавать всем вместе - это главный залог успеха. Здесь все несут ответственность, и учителя, и администрация, и родители, и дети. Можно совместно выработать правила, регулирующие отношения внутри школы (например: не повышать голос, не унижать достоинство, осуществлять индивидуальный подход, знать эмоциональные ососбенности каждого,проявлять заботу о здоровье и самочувствии, не делать резких замечаний, а спокойно и объективно подходить к решению любых проблем, быть вежливым и доброжелательным, терпеливым и созидательным, а иногда просто улыбнуться и пожелать хорошего настроения). Выполняя эти условия мы сохраним здоровье, будем полны оптимизма и стремления к совершенствованию.
Респект, Оксана! Отлично сказано.
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса. Я думаю, что причинами заболеваний являются: отсутствие стабильного режима труда и отдыха, сниженная двигательная активность, эмоциональная перенапряжённость, большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты, использование авторитарного стиля руководства.
Здоровье. микроклимат в коллективе-все это очень важно. Хотелось бы добавить, что так же необходимо четкое определение прав и обязанностей учителя и создание надлежащей правовой и социальной защищенности.
Уважаемая, Данагуль! Я хочу привести несколько высказываний о здоровье.
Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы. (Т. Карлейль)
Здоровый нищий счастливее больного короля. (У.Шекспир)
...Суть чисто человеческого здоровья - это когда неудержимо тянет сказать что - то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне - то должно быть и всем хорошо! (М.М.Пришвин).
От самого учителя должен идти позитив и соответственно сам учитель получит массу положительных эмоций от учеников. коллег, персонала и вообще от окружающих. Я согласна с Оксаной Тукмаковой, что микроклимат в школе мы создаем сами, даже обыкновенной улыбкой, которая творит чудеса. Здоровый учитель - это учитель, который работает, находясь прежде всего, в среде психоэмоционального комфорта.
Айзат, салем! Да, согласна,что необходимо сначала найти причины, приводящие к таким проблемам со здоровьем у учителей.
Мне кажется, что причинами, которые приводят к проблемам со здоровьем у учителей могут быть обязанности, которые выполняет учитель в процессе своего труда. Проведение уроков, классное руководоство, проверка тетрадей- это только то, что лежит на поверхности. В процессе работы, учитель, прежде всего, учит детей человеческому опыту, знаниям, а также методами их приобретения, способами и приемами учебной работы. Но главное, что мы должны учитывать- это то, что в процессе этой работы формируется личность ребенка. Если взглянуть на формирование личности ребенка как на объект педагогической деятельности, становится понятным, что труд учителя- это огромная ответственность, которая лежит на его плечах. Возможно, по этому, учитель "сжигает" себя изо дня в день.
Я согласна, что большое значение имеет среда, и микроклимат в школе. Мы можем изменить эту среду, и это здорово! "Все в наших руках!". Но говоря о причинах, которые являются наиболее "травмоопасными" для учителя, приводящим к проблемам со здоровьем у учителей, к сожалению, я не могу поделиться с вами оптимизмом. По данным исследований, проведенных учеными, труд учителя имеет свои особенности, которые не могут не отразиться на состоянии здоровья педагога. Это интенсивная голосовая нагрузка ( заболевания отмечаются у 40% педагогов, в основном – учителей начальной школы), выраженное нервно-эмоциональное напряжение, которое трансформируется в гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, неврозы, и прочее. В результате у большинства учителей определяется постоянная тревожность. Психосоматическую природу имеют также «педагогические кризы», которые возникают у части учителей через 10-15 лет работы в школе. Напряжение органов зрения, которое приводит к быстрому утомлению глаз, снижению остроты зрения. Этот симптом отмечается практически у всех педагогов. Малая двигательная нагрузка, проверка домашних заданий, подготовка к занятиям, сидя за столом формируют остеохондроз. Длительное вертикальное положение при проведении занятий у части педагогов способствует развитию варикозного расширения вен на ногах. Бактериальная и микробная обсемененность учебных помещений способствует частому заражению инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем в период эпидемий.
Добавим к этому то, что значительная часть педагогов имеет привычку переносить полученные заболевания на ногах и не уделяет должого внимания профилактическим мероприятиям.
Теперь позвольте вернуться к "защитным механизмам". Возможно, есть риск того, то они приведут к тому, что учитель "выгорит". Но я не могу предложить способов, как можно решить проблему со здоровьем учителей без активных действий со стороны самих учителей. В этом фокусе я действительно считаю, что "спасение утопающих невозможно без усилий самих утопающих". Но и с Вами я полностью согласна!
К проблеме здоровья учителей сегодня привлечено внимание государства, в том числе и в Казахстане (например, выделяются средства на "оздоровление"). Возможно, следующим шагом будет внедрение "основ педагогики здоровья".
Доброй ночи, Татьяна Юрьевна! Вы, как всегда, точны и лаконичны! Вот чего учителям хотелось бы,это защищенности.
Уважаемая, Людмила Петровна! Мне очень понравилось пришвинское..."человеческое здоровье"! Веет теплом и душевностью, человечностью. А вот шекспировский "нищий" и "король" еще раз подчеркивают важность поднятой проблемы, ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА, УЧИТЕЛЯ! Вероятно,учителю роль счастливого здорового короля более привлекательна..
Доброй ночи, уважаемая Ольга Владимировна! Признательна Вам за развернутый и подробный ответ на мой вопрос.
В соседнем блоге я вычитала ответ нашего иностранного коллеги и удивилась, насколько они точно подмечают "наши с вами" проблемы и насколько они неравнодушны к ним.их стремление помочь в определении и решении проблем(по сути дела, не их) вызывает только уважение. Наиболее важные проблемы они видят в нехватке времени учителя и больших перегрузках на работе. в свете нашего (в данном блоге) вопроса ,данные проблемы являются причинами его возникновения.
Возможно, следующим шагом будет внедрение "основ педагогики здоровья". А данное высказывание радует и заряжает оптимизмом.
Зачем поднимать эту тему? Здоровье учителя важнее здоровья шахтера или строителя? Мы выбрали сами свой путь.Условия современному учителю для плодотворной работы создает зов его сердца!
Зачем поднимать эту тему? Здоровье учителя важнее здоровья шахтера или строителя? Мы выбрали сами свой путь.Условия современному учителю для плодотворной работы создает зов его сердца!
У нас зачастую, не работа для жизни, а жизнь для работы
Я считаю, что очень необходимо поднять этот вопрос. Беспорно, что здоровье любого гражданина важно. Но вот условия работы у всех разные.И если раньше была пенсия по выслуге лет, которую учитель мог потратить на себя или даже вообще больше не работать. То теперь ни о какой выслуге лет и речи нет, так и пенсионный возраст 58, а не за горами и 63года. О каком здоровье может тогда вообще идти речь, ведь колоссальные психо-эмоциональные нагрузки не проходят бесследно. Ведь врачам же доплачивают за психо-эмоциональную нагрузку.
Здоровье. микроклимат в коллективе-все это очень важно. Хотелось бы добавить, что так же необходимо четкое определение прав и обязанностей учителя и создание надлежащей правовой и социальной защищенности.
Зачем поднимать эту тему? Здоровье учителя важнее здоровья шахтера или строителя? Мы выбрали сами свой путь.Условия современному учителю для плодотворной работы создает зов его сердца!
Я думаю, тема здоровья актуальна всегда. И действительно, как бы это не звучало, здоровье учителя в некотором смысле важнее здоровья строителя или шахтера. Потому, что в руках учителя здоровье детей и частично от него зависит, в каком они будут настроении, во что они будут верить и какой образ жизни будут вести.
Чтобы "поправить" здоровье занимайтесь физической культурой!
Приветствую всех коллег! В настоящее динамично меняющееся время условия диктует жизнь. Жить и работать необходимо! Не работать невозможно. Надо как то жить и адаптироваться, улучшать и создавать условия не только для себя но и, включая свой "эмоциональный интеллект", и для людей рядом, чтобы любимая работа для них не превратилась в ненавистную, ведь "от любви до ненависти", как известно, всего один шаг, и семья не отходила на второй план, чтоб энергию направить в нужном для эффективной работы русле. Поэтому школа остро нуждается в "трансформационных лидерах" ("Сущность лидерства", Колин Коннер), которые бы создавали необходимые условия для эффективной работы учителей, давали бы позитивный и должный эмоциональный настрой, чтоб они сплачивали вокруг себя, создавали бы КОМАНДУ.
Много конечно зависит от нас самих. Но многое зависит и от руководителей организации образования. Например, справедливо распределять обязанности, делать так, чтобы в коллективе были задействованы все. Я за правильное распределение обязанностей и соблюдение равных требований ко все педагогам
Хочу добавить - организацию труда педагога, в частности расписание уроков с минимальным количеством "окон".
"Задача лидера - настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы" Н. Лесков
Хочу добавить - организацию труда педагога, в частности расписание уроков с минимальным количеством "окон".
Здоровье педагога - деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, необходимо отметить, что профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы, ее стратегическая проблема и определяет его как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:
Лечебно-оздоровительные упражнения:
упражнения для позвоночника;
упражнения для осанки;
упражнения для шейного отдела позвоночника.
Следить за своим физическим здоровьем:
полноценное питание;
достаточный сон;
соблюдение правил личной гигиены;
режим труда и отдыха;
занятия спортом.
Соблюдать психоэмоциональное равновесие:
позитивное мышление;
оптимизм;
управление эмоциями;
доброжелательное отношение к людям;
любовь к себе.
В целом проблему профессионального здоровья педагога по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Всем здравствуйте! Вопрос сохранения физического и психического здоровья учителя - это вопрос актуальный. Но мне кажется вопрос надо рассматривать в другой плоскости.Как учитель должен сохранять и приумножать свое здоровье? Все в наших силах. Ваш настрой, умение использовать саморегуляцию и находить чуточку времени выполнить несколько дыхательных упражнений и общефизических и вы в тонусе. Все в ваших руках!
Я согласна с Анатолием - все в наших руках!
Анатолий Николаевич, а где взять немножечко этого времени при существующей загрузке ненужными бумажками, рейдами, дежурствами с 20.00 до 01.00 ночи, концетрами для развлечения населения города, постоянными проверками и другим ненужным хламом? Где учителю дышать: в холодной переполненной учительской или во время уборки помооек в подшефном микрорайоне. Я уже молчу об учителях, которые имеют детей...
Л- лотерально,И-ищущий,Д- думающий ,Е- естественно , Р -рефлексирующий= УЧИТЕЛЬ ВСЕ ЭТО ЕСТЬ У ЛИДЕРА !!!
Светлана Викторовна, "немножечко" времени можно украсть для себя утром. Достаточно выполнить несколько упражнений, ваш позитивный настрой и вперед к любимым ученикам!
Согласна с вышесказанными. От состояния здоровья педагога зависит успешность
воспитательно-образовательного процесса.
Больше двигайтесь.Как говорят "движение это - жизнь". Бег,ходьба, танцы или зарядка.
Будьте добрыми,если захотите.
Будьте мудрыми,если сможете.
Но, здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
К проблеме здоровья учителей сегодня привлечено внимание государства, в том числе и в Казахстане (например, выделяются средства на "оздоровление"). Возможно, следующим шагом будет внедрение "основ педагогики здоровья".
Доброй ночи, уважаемая Ольга Владимировна! Признательна Вам за развернутый и подробный ответ на мой вопрос.
В соседнем блоге я вычитала ответ нашего иностранного коллеги и удивилась, насколько они точно подмечают "наши с вами" проблемы и насколько они неравнодушны к ним.их стремление помочь в определении и решении проблем(по сути дела, не их) вызывает только уважение. Наиболее важные проблемы они видят в нехватке времени учителя и больших перегрузках на работе. в свете нашего (в данном блоге) вопроса ,данные проблемы являются причинами его возникновения.
Возможно, следующим шагом будет внедрение "основ педагогики здоровья". А данное высказывание радует и заряжает оптимизмом.
Много конечно зависит от нас самих. Но многое зависит и от руководителей организации образования. Например, справедливо распределять обязанности, делать так, чтобы в коллективе были задействованы все. Я за правильное распределение обязанностей и соблюдение равных требований ко все педагогам
Светлана Викторовна, "немножечко" времени можно украсть для себя утром. Достаточно выполнить несколько упражнений, ваш позитивный настрой и вперед к любимым ученикам!
Анатолий, сразу вспоминаю наши музыкальные бодрячки на курсах! Думаю, что-то подобное можно внедрить в школьную практику! Это работает! Проверено на себе!
Анатолий, сразу вспоминаю наши музыкальные бодрячки на курсах! Думаю, что-то подобное можно внедрить в школьную практику! Это работает! Проверено на себе!
А в нашей школе в этом году учитель физической культуры ведет на добровольной основе занятия силовой аэробики "ТАЙ- БО". Занятия поднимают настроение, укрепляют здоровье, заряжают энергией на всю предстоящую неделю. Как здорово, что есть такие энтузиасты, которые болеют душой за учительский коллектив!
Позволю С Вами не согласиться Ирина,когда то,очень давно,я рассуждала как Вы,но годы шли,и вот я уже, как Вы выразились, стала заслуженная,но увы работаю,так же в две смены ,о методическом дне мечтаю,при нагрузке 18ч,так плюс еще ВСЕГДА,даже когда мои дети были маленькие,работала в субботу и работаю в субботу...Так ,что все в руках,конечно в наших,но рука администрации главнее и это не зависит от заслуг,возраста и т.д.
Позволю С Вами не согласиться Ирина,когда то,очень давно,я рассуждала как Вы,но годы шли,и вот я уже, как Вы выразились, стала заслуженная,но увы работаю,так же в две смены ,о методическом дне мечтаю,при нагрузке 18ч,так плюс еще ВСЕГДА,даже когда мои дети были маленькие,работала в субботу и работаю в субботу...Так ,что все в руках,конечно в наших,но рука администрации главнее и это не зависит от заслуг,возраста и т.д.
На мой взгляд, пересмотр нагрузки педагога должен идти сверху.Чтобы учитель эмоционально не выгорал и не изнашивался необходимо обеспечить условия в работе, а именно: если пришел молодой специалист от 0 до 10 лет - то его ставка равна 18 часам, если от 10 до 15 лет - то 15 часов, от 15 до 20 лет - 12 часов и т.д. а то с течением времени не только возраст прибавляется, но и различные болячки, а нагрузка большая, да еще надо соответствовать времени, успевать все читать, совершенствоваться и быть в курсе всего нового. А о семье и наших детях кто позаботится? Чтобы люди не уходили из профессии, чтобы гордились ею, надо создать условия. Тогда педагоги будут творчески работать, а не просто отрабатывать свои часы.
Правильно говорит Елена Олеговна: работать надо творчески, тем более нам учителям. А у нас очень-очень много обязательных, важных, срочных, неотложных заданий и поручений, которые не играют ни какой роли в нашем уроке. Но мы "должны" и "обязанны! Ни какого здоровьяздесь не хватит. Пора обратиться за помощью к профсоюзу.
Говорят, В одну реку дважды не войти.... Потому, что обстоятельства не те, момент не тот , а вода в реке уже не та, та давно утекла...