kz ru en

Авторизация


Диалогическое обучение

Диалогическое обучение, находясь в тесной взаимосвязи с идеей социоконструктивистской теории,  является эффективным инструментом, который помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление, а учителю поддерживать и содействовать успешности обучения своих учеников.

Коллеги, основываясь на опыте из личной практики, поделитесь, пожалуйста, своими идеями по данному вопросу, чтобы подтвердить или опровергнуть данное мнение.

 

25
19

Комментарии (25)

Ратникова Татьяна,
Преподаватель

Ознакомившись с диалогическим обучением я пересмотрела свои действия на уроках. И уже став более открытой в общении для учащихся в плане консультаций тех или иных интересующих их вопросов, отметила для себя, что действительно диалог очень необходим в обучении учеников. Он позволяет выдвигать свои идеи и рассуждения согласно поставленной структуре урока. Диалог – это особая форма общения с учениками, потому что в процессе беседы мы можем установить контакт с классом, выявить проблемы класса, определить пробелы в знаниях.

Цель диалогической беседы на моих уроках – научить детей работать в группах, слушать и слышать друг друга, делать анализ и синтез, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и как следствие продукт такой деятельности. В процессе обучения дети раскрыли себя с другой стороны – они пытались рассуждать и отвечать на мои вопросы.

Терентьева Ирина,
Преподаватель

Думаю ,это действительно так. Диалоговое обучение способствует успешности учеников, т.к. развивает речь ,умение общаться и т.д.

Ключникова Лариса,
Преподаватель

Ведь именно диалоговое обучение организовывает учебный процесс таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Ученик и учитель являются равноправными субъектами. Задача современного учителя обеспечить приток свежих сведений из различных источников. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Маторина Евгения,
Преподаватель

Организация диалога в учебном процессе, в частности на уроках истории является весьма актуальной задачей для современной школы, так как новые технологии и подходы ориентируют учителя и ученика на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться. Общение, в свою очередь, можно назвать двигателем человеческой жизни, без которого человек просто не может жить. 

Сайфуллин Халил,
Преподаватель

Использование в определенной системе методов, диалога, критического мышления, эвристические беседы  способствует формированию логического мышления, коммуникативной компетентности учащихся. Применение на  уроках групповой формы работы с элементами диалога так же   способствуют активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся, формированию субъектной социальной активности (в частности лидерство и  спикерские качества), совершенствование умений слушать, вступать и вести диалог, принимать и уважать мнение своих товарищей,  приходить к еденному мнению.

В конечном счете, все выше перечисленное, имеет большое значение не только в процессе формирования определенных компетенций, но и решении задачи - воспитания человека с естественнонаучным восприятием целостности  картины мира. 

 

Голынская Ильсияр,
Преподаватель

Полностью поддерживаю.В процессе обученияанглийскому языку наиболее качественное восприятие и усвоение учебногоматериала происходит в результате межличностного познавательного общения ивзаимодействия всех субъектов. В основе такого взаимодействия лежит механизминтеракции, что означает обучение, построенное на взаимодействии, воздействии. Интеракция – этоколлективная деятельность, которая рассматривается не со стороны содержания илипродукта, а в плане социальной её организации. Общение является двустороннимявлением, по содержанию - это коммуникативный процесс взаимного выраженияпсихического состояния и обмена информацией, по форме - это поведенческийаспект, реализуемый в процессе интеракции, т. е взаимодействия людей, ихповедения по отношению друг к другу. Следовательно, интерактивное обучение-это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляетсявзаимодействие учителя и ученика.. Интерактивная деятельность на урокаханглийского языка предполагает организацию и развитие диалогового общения,которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих,но значимых для каждого участника задач.

Войтова Инна,
Преподаватель

Диалоговое обучение очень важно и при взаимообучении, которое реализуется в БиС. Синергетика - это и есть взаимодействие, взаимообучение учеников. Беседа выстраивается таким образом, что посредствам вопросов и ответов ученики могут оказывать помощь друг другу. Карта "Биоинтеренет" - всегда проходит живо и интересно!

Маторина Евгения,
Преподаватель

http://pedagog.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=1159:2013-02-04-09-35-42&catid=70:2012-04-18-07-08-22&Itemid=95

" Из опыта работы можно отметить как положительные результаты, так и трудности, связанные с организацией  диалогового обучения 
Трудности: 
- нет навыков самостоятельной работы у учащихся;
-  речевой барьер

-  низкий уровень когнитивных способностей
Положительные моменты: 
- самостоятельное обучение в паре;

- совместное обучение в группе
- критическое  осмысливание  проблемы" (получено 02.10.2013)

 

Ким Елена,
Преподаватель

Диалогическое обучение очень важно, т.к. успешным является тот человек, который умеет взаимодействовать, убеждать, общаться, доказывать свою точку зрения. Мы часто видим примеры, когда умный взрослый человек свои умные мысли держит при себе, т.к. стесняется, боится, что его неправильно поймут, что он будет смешно выглядеть и т.д. А все потому, что попросту человек не умеет общаться.

Альжанова Раушан,
Преподаватель

Была на уроке у коллеги, которая обучается по программе 3 уровня. Она использовала стратегии  из модуля  Диалогическое обучение. На начало урока, казалось, ничего не получается.  Однако  конечный результат данного урока обрадовал.  Естественно, не все так гладко, как хотелось бы, но ученики заговорили, и что еще  очень важно,  процесс самооценивания учеников на данном уроке показал умение не просто сказать что получилось, но и анализ своей деятельности и деятельности группы.

Я в восторге от своих одинадцатиклассников - как грамотно они вели диалог на моем уроке. Это было в большей степени исследовательская беседа.  Они у меня молодцы!!!!

Андреева Любовь,
Преподаватель

Альжанова Раушан Кайдаровна:

Была на уроке у коллеги, которая обучается по программе 3 уровня. Она использовала стратегии  из модуля  Диалогическое обучение. На начало урока, казалось, ничего не получается.  Однако  конечный результат данного урока обрадовал.  Естественно, не все так гладко, как хотелось бы, но ученики заговорили, и что еще  очень важно,  процесс самооценивания учеников на данном уроке показал умение не просто сказать что получилось, но и анализ своей деятельности и деятельности группы.


Я в восторге от своих одинадцатиклассников - как грамотно они вели диалог на моем уроке. Это было в большей степени исследовательская беседа.  Они у меня молодцы!!!!

Бигалиева Гульбарам,
Преподаватель

Диалогическое обучение совместимо с каждым модулем изучаемой программы. Учитель может его использовать для того, чтобы каждый ученик включился в процесс урока.   С помощью  диалога можно выяснить насколько подготовлен ученик, как он понимает данную тему, задание, и конечно в процессе беседы ученик может высказать  свою затаенную мысль. Для ученика диалог очень важен, и когда выполняют задания в паре и когда они совместно работают над решением прблемы, и когда они могут обучить другого или дополнить ответ. Используя диалогическое обучение хочу научить своих учеников взаимодействовать друг с другом, оказывать поддержку друг другу, вместе решать проблемные ситуации и самое главное прислушиваться к мнению своих одноклассников.

Витрикуш Лариса,
Преподаватель

диалоговое обучение развивает не только коммунмкацию. умение размышлять, находить решение. но самое главное оно учит наших детей уметь отстаивать свою точку зрения. А ведь без этого не может быть и речи о конкурентноспособности. в будущем им придётся уметь преподносить себя таким образом. что бы любой работадатель видел в них свой необходимый потенциал. 

Жапабаева Меруерт,
Преподаватель

Диалогтік оқыту білім беру саласындағы ең өзекті мәселе деп айтуға болады. Оқушының ауызша сөйлеу мәдениеті, сөз шешендігі, тапқырлығы мен ой ұшқырлығы астасып байланысып жатады. Ол үшін тағы біздегі проблема кітап оқу мәселесіне келіп тірелеміз. Бір-бірімен ой таластырғанда, ортақ мәселе шешкенде сөздік қоры өте жоғары болуы керек.

Тукмакова Оксана,
Пользователь

Практика показала преимущество данного подхода. Знания в виде информации, котрые предлагает учитель на уроке, доступны всем учащимся. Ученики слушают, читают, записывают. Однако наиболее эффективно, когда ученики в совместном диалоге обсуждают полученные знания, дополняют их собственными, анализируют и обобщают. 

Колесникова Ольга,
Преподаватель

Диалоговое обучение считаю очень важным средством обучения. Легче организовать диалог между учителем и учеником, а вот организовать диалог между учащимися сложнее. Использую групповую форму работы.

Ревтова Ольга,
Преподаватель

В процессе такого общения учащиеся быстрее запоминают новый материал.

Бутримова Наталья,
Преподаватель

На практике убедилась, что развитие диалогического обучения действительно повышает мотивационную сферу учеников и дает возможность раскрыться каждому ребенку. Даже не подозревала, что такой положительный настрой будет на уроках во время применения диалогового обучения при работе в группах.

Узукбаева Наталья,
Преподаватель

При обучении английскому языку диалогическая речь является одним из неотъемлемых компонентов, так как большую часть разговорной речи занимает именно диалогическая речь (около 70 процентов). Без умения вести беседу невозможно полноценное общение. Диалогическая речь является формой социально-речевого общения, основой сотрудничества и взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности. Диалог представляет собой процесс общения двух или большего количества собеседников-партнеров, поэтому в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве говорящего и слушающего. Диалогическую речь нельзя спланировать, «запрограммировать», так как речевое поведение одного партнера зависит от речевого поведения другого.

Терентьева Ирина,
Преподаватель

Бутримова Наталья Александровна:

На практике убедилась, что развитие диалогического обучения действительно повышает мотивационную сферу учеников и дает возможность раскрыться каждому ребенку. Даже не подозревала, что такой положительный настрой будет на уроках во время применения диалогового обучения при работе в группах.

Уроки по каким темам проводили в рамках даилогового обучения?

Раменская Надежда,
Преподаватель

Диалогическое обучение помогает усвоить, закрепить пранализировать учебный материал. Некоторые учителя почему-то считают, что диалоговое обучение приемлимо в большей степени на предметах общественно-гуманитарного цикла

Речь - главный инструмент для формирования коллективного опыта. В действительности,

обучение опосредуется через диалог, и восприятие учащимися степени сплоченности и согласованности работы в классе может в значительной степени зависит от того, как диалог опосредует эту деятельность. Беседа с учителем и другими учениками, является, пожалуй, самым важным средством вовлечения ученика в процес, который может способствовать развитию его понимания.

Титовская Наталья,
Преподаватель

Диалоговое обучение меняет не только ученика (об этом говорили мои коллеги, и я полностью с ними согласна), но и самого учителя. На вводных уроках "Учимся рассуждать о беседе", "Модель идеального оратора и слушателя" ученики вырабатывали правила ведения учебной беседы, правила работы в группах. Одно из правил гласило:"ВСЕМИ участниками должно соблюдаться равновесие в доле участия в разговоре, в том числе и временное" (так сформулировали это правило ребята). Если ВСЕМИ, значит и учителем. В начале практики очень трудно было не вмешиваться в разговор, не поправлять, не комментировать, не быть в центре урока, а стараться лишь направлять в этот  центр учеников. Проведя коучинг, обратила внимание коллеги на то, что речь учителя чаще всех звучала на уроке. "Так надежнее, так лучше поймут, так не будет возможности допустить ошибку, так экономится время" - вот наши аргументы. Для того чтобы диалоговое обучение состоялось, нужно менять свой взгляд на роль учителя на уроке. Нужно научиться доверять детям, давать им возможность на ошибку, на самостоятельный поиск "выхода из ошибки". Нужно, наконец, научиться молчать на уроке (как это ни парадоксальнозвучит).

Ещё одно правило, установленное нами на уроках, также оказалось полезным не только для моих учеников, но и для меня: "На уроке запрещено использовать слова "нет", "не знаю", "неправильно". И сначала (совсем короткое время) это ограничение воспринималось как игра, но я наблюдала, как меняются мои ученики, как они тщательно подбирают слова, если не согласны с чем-то или сомневаются в собственном ответе. Хорошей заменой подобных слов-отрицаний стали "встречные вопросы": если ребята видят у кого-то ошибку (или не согласны с мнением), они стараются задать такие вопросы, которые помогли бы обнаружить её самому ученику и выйти на правильное решение проблемы (чем вам не коучинг!).

Романовская Лариса,
Преподаватель

НАталья Анатольевна, я с вами согласна,  диалоговое обучение меняет и нас самих. Я на уроке сама чувствую, с какой осознанностью я отношусь к постановке вопросов. А еще на практике, не смотря, что у меня начальная школа, стала учить ребят постановке вопрсов. Дело оказалось трудным, но резльтаты уже видны.  Мне очень понравился ваш прием со словами. БОльшое спасибо!

Сорокина Евгения,
Преподаватель

Здравствуйте, коллеги. Я согласна с высказываниями о том, что диалог занимает центральное место в обучении и способствует интеллектуальному развитию учащихся и результативности  в обучении. На уроке ученики ставят и решают  проблемы непременно в диалоге ученик-ученик и ученик-учитель. При этом учитель не контролирует беседу, а направляет учащихся посредством правильных вопросов. Такое сотрудничество должно быть комфортным для учащихся, помогающим преодолеть эмоциональный барьер. Групповая форма работы при диалогическом обучении может строиться на основе использования технологий крититического мышления, мозгового штурма, нестандартных заданий, составления кластера или схемы исследовательской беседы. Учитель создает проблемную ситуацию в начале урока, предъявляя классу противоречивые факты или взаимоисключающие теории, сталкивает разные точки зрения учеников или дает практическое задание, которое вообще невыполнимо или трудно выполнимо. С помощью вопросов учитель вызывает учащихся  к побуждающему диалогу ("Смогли вы выполнить задание?", "В чем возникло затруднение?", "Прозвучал один вопрос, а сколько было мнений?", "Что вас удивило, что интересного вы заметили?", "Почему не получилось выполнить задание? Чего мы не знаем?", "Какой возникает вопрос и какова тема урока?"). Диалог на уроке действительно эффективный инструмент, который помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать мышление, а учителю поддерживать и содействовать успешности обучения своих учеников.