kz ru en

Авторизация


Урок с ИКТ. Проектирование, анализ, рефлексия.

Сегодня процесс информатизации образовательных учреждений позволяет использовать ИКТ на уроках в полном объеме. Все знают, что данная технология обогащает уроки. Они становятся более динамичными, яркими, способствуют активизации познавательного процесса и мотивации учащихся. Школы оснащены  техникой в достаточном количестве: компьютеры, интерактивное оборудование, медиапроекторы, ноутбуки, планшеты. Есть возможность выхода в Интернет.

Но не всегда педагоги активно используют все эти ресурсы, либо используют неэффективно.

В чем же скрытая проблема в данной ситуации?

Может в отсутствии необходимых навыков работы с компьютерной техникой? Хотя сейчас трудно найти человека, который не умел бы на достаточном уровне пользоваться ПК. 

Может быть проблема в отсутствии желания применять новые педагогические технологии? Но опыт работы в должности заместителя директора по информатизации показывает обратное. Желание есть, но не всегда получается необходимый результат от проведения урока с ИКТ.

Возможно есть другие "подводные камни"?

Мое мнение, что причина кроется в том,что есть трудности в организации планирования урока с ИКТ, в отсутствии навыков проведения анализа и самоанализа такого урока.

Предлагаю обсудить эту проблему и найти пути её решения.  Надеюсь на Ваше активное участие в блоге и плодотворный обмен мнениями и опытом.

9
33

Комментарии (9)

Ревтова Ольга,
Преподаватель

Я работаю учителем начальных классов. Уверенна, что  уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствуют яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.    Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение мотивации к обучению.

Ревтова Ольга,
Преподаватель

Но... существует и ряд проблем по использованию ИКТ в начальной школе:


1. Отсутствие мультимедийного оборудования, компьютеров, интерактивной доски в начальных классах .
2. Отсутствие целенаправленного повышения ИКТ - компетентности педагогов.
3. Отсутствие технологии передачи опыта по использованию ИКТ в обучении.
4. Недостаточное количество издания компакт-дисков с программами для начальной школы.

Да, сегодня стоит вопрос, чтобы школы были оснащены необходимым компьютерным оборудованием. Но, чтобы оснастить один класс, необходимо, как минимум компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран. 

Это проблемы, которые, порой, учитель решить в одиночку не в силах.

Сычева Валентина,
Преподаватель

Позволю себе процитировать ваш комментарий: "Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций" .
Это конечно хорошо! Но чтобы дети начальной школы могли сделать это, как минимум это должен уметь учитель, чтобы качественно оценить работу. А это не всегда так.

"Отсутствие мультимедийного оборудования, компьютеров, интерактивной доски в начальных классах ."  Эту проблему можно решить проведением уроков (некоторых уроков) в кабинетах с интерактивным оборудованием, в кабинетах информатики. Это внутренняя проблема школы и она может быть решена, было бы желание у самого учителя.
"Отсутствие целенаправленного повышения ИКТ - компетентности педагогов". Эту проблему пытаюсь решить, пока на уровне своей школы. Провожу семинары-практикумы, индивидуальные консультации по развитию ИКТ-компетентности педагогов. Посещаю уроки, даю рекомендации по эффективному применению ИКТ на уроке.
НО...большинство педагогов используют ИКТ только на открытых уроках, т.е. очень редко, как дань моде). Иногда даже не задумываясь о том, нужно ли было это делать вообще? Перенесение текста учебника  на интерактивную доску не имеет никакого смысла и мыслительную деятельность не активизирует.
Что Вы можете посоветовать? Как Вы думаете какие формы работы с педагогами по повышению ИКТ-компетентности помогут решить эту проблему?

Ревтова Ольга,
Преподаватель

1. Абсолютно с Вами согласна, что семинары-практикумы - одна из эффективных форм работы с педагогами по повышению ИКТ- компетентности. Т.к. только на таких практических семинарах учитель может попробовать свои силы по применению ИКТ на своих уроках. 

2. Обмен опытом на школьных и городских. метод.объединениях.
3. Посещение уроков сертифицированных учителей с целью обмена опытом.

Сычева Валентина,
Преподаватель

И не только сертифицированных)

Амзеева Жанар,
Преподаватель

Добрый вечер! А я согласна с Ольгой насчет проблемы с отсутствием  мультимедийного оборудования, компьютеров, интерактивной доски в  классах. Ведь каждый раз бегать и искать свободный кабинет с интерактивной доской как-то неудобно.

Но с другой стороны, можно  воспользоваться и обычным компьютером. Например, я его использую для демонстрации видеороликов, флеш-анимаций, презентаций. 

Айтбенбетов Орынбек,
Преподаватель

  В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.Одним словом,все зависит от компетентности преподавателя.

Сычева Валентина,
Преподаватель

Я согласна с Вами, Орынбек. Каждому человеку, а педагогу тем более, необходимо постоянно повышать уровень своего образования, чтобы идти в ногу со временем. В связи с этим использование ИКТ в учебном процессе переходит на новый, более высокий уровень. Но неоспоримый факт, что в большинстве случаев ИКт-компетентность педагога оставляет желать лучшего. Высокий ИКТ-уровень пользовательского характера у педагога, не всегда означает, что данный педагог грамотно и эффективно использует современные  информационные ресурсы на уроке и при подготовке к уроку.  Каким образом учитель будет способствовать расширению кругозора учащихся применяя ИКТ, если его информационная культура далека от совершенства? Не зная методики использования ИКТ на уроке, принципов проектирования такого урока, не умея провести самоанализ проведенного урока, ограничиваясь применением презентации в красивыми эффектами анимации трудно достичь успеха и получить желаемый результат. Каким образом сломать стереотипы, как убедить педагогов  работать по-новому, что можно посоветовать в плане организации повышения ИКТ-компетентности педагогов, развития их информационной культуры на местах (в школах) и кто этим должен заниматься? Давайте обсудим эту проблему.

Шушпанова Елена,
Пользователь

Добрый день, коллеги! Пока сам педагог  не захочет, сдвигов не будет. А вот как мотивировать его? Наверное, личный пример не только показательных уроков, но и постоянным мониторингом результатов достижений, чтобы наглядно показать преимущества данной технологии. Но, к сожалению, сельские школы настолько отстают от городских в плане технического оснащения, что и говорить много не имеет смысла. Хотим, да не можем.