Особенность современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, казахстанское образование должно быть ориентировано на развитие универсальных учебных действий – умения учиться самостоятельно. Главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося. Большая роль в этом отводится учителю начальных классов. Переступая порог школы, ребенок сначала не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из основных задач, поставленных перед школой по развитию функциональной грамотности учащихся. Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. Проблему повышения мотивации школьников к саморазвитию невозможно решить без рефлексивной культуры. И ученые, и практики называют рефлексию одним из обязательных этапов любого учебного занятия.
Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе необходимо начинать обучать школьников рефлексивной деятельности. Уважаемые коллеги, хотелось узнать Ваше мнение по этому поводу.
согласна с вами. именно в начальной ступени надо закладывать умение поиска информации и потребности в получении знании самостоятельно
Баян, полностью с вами согласна. Так же, как и Вы, считаю очень важным и значимым развитие рефлексивных навыков учащихся уже в младшем школьном возрасте. Ведя урок и наблюдая за тем, как дети выполняют задание, часто замечаю, что ребята увлекаются игрой и не до конца понимают при этом цель своей деятельности. Приходится иногда даже прерывать их работу и задавать любимый нами вопрос "зачем мы это делаем?" Результат всегда налицо - дети выполняют работу более осознанно.