Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. Молодому Казахстану нужны образованные, предприимчивые, воспитанные люди, способные самостоятельно принимать решения, анализировать и делать выводы. Исходя из новых требований общества к школам, необходимо вносить изменения и в подходы к обучению современных школьников. Перед современной школой стоит задача усиления развивающей и воспитательной функции обучения при совершенствовании форм учебного процесса. Не секрет, что часто сталкиваемся с тем, что учащиеся, получая знания на различных предметах, не могут интегрировать их в другие предметные области. Новинкой в совершенствовании педагогической практики учителя является подход Lesson study (рефлексия, рекурсия и коллаборативная практика) при планировании урока, характеризующий особую форму исследования в действии на уроке. По мнению многих исследователей, методика Lesson study последнее время пользуется большой популярностью, является хорошим помощником в совершенствовании методик преподавания и оказывает положительное влияние на повышение качества знаний учащихся. А как в ваших школах внедряется эта методика? Имеются ли у вас первые результаты?
В нашей школе в прошлом учебном году был произведён первый "запуск" целого цикла уроков с подходом LS. Опыт, на мой взгляд, удался. Этой работе предшествовало проведение коучинг-сессии, в ходе которой учителя школы ознакомились с теоретическими основами данного подхода и узнали об опыте его применения в других странах. Далее весь коллектив был поделён на исследовательские группы, состоящие из 4-5 человек во главе с сертифицированными учителями. Принцип деления на группы - общий преподаваемый предмет. Каждый руководитель группы был первопроходцем, дав урок (мастер-класс) для своих коллег. Последующие уроки проводили уже "неуровневые" учителя. С каждым разом участники исследования становились всё активнее и активнее, увлекаясь совместной работой. Как оказалось, наблюдать за учащимися - дело не совсем простое. Этому тоже необходимо учиться. Ещё стоит заметить, что без поддержки администрации школы не обойтись, трудно работать, если руководство "не в теме". В этом смысле нам повезло - наш директор прошёл обучение на курсах в Астане.
Молодцы, коллеги. Я считаю этот метод одним из самых продуктивных в совершенствовании преподавания и обучения. Марина Николаевна, знаю что у Вас отличные результаты работы в этом направлении. Предлагаю поделиться с коллегами.
Мы в ноябре пробовали провести урок с подходом LS. Я, как учитель, дающий урок, столкнулась с трудностями в том, что учителя не были готовы к совместному построению урока. Из-за нехватки времени, не стыковки в расписании, у нас не получилось с коллегами составить урок совместно. Возможно еще потому, что у нас было два сертифицированного учителя, остальные коллеги курсы не прошли и в силу этого не предлагали варианты проведения. Получилось так, что урок запланировала полностью я, а совместно обозначили три ученика для наблюдения, предположили возможные результаты для учеников А, В, С. Тем не менее, наблюдения коллег были очень интересны. Сделали вывод. Завуч обещала при следующем планировании и проведении урока поменять расписание, чтобы была возможность плодотворной работы.
Да, как уже было сказано выше, помощь и содействие администрации в вопросах организации такой работы - обязательное условие для обеспечения её успеха.
Подход Lesson study дает хорошие результаты. Наблюдая за детьми, можно найти ответы на все интересующие нас вопросы. Мы дейтсвительно много работем в этом направлении. Я знаю, Марина Николаевна, что у Вас очень много наработок. Возможно, коллегам будут интересны практические аспекты того, как Вы используете Lesson studyв гимназии.
Мною создан курс "Lesson Study" где выложены наши наработки, представлены некоторые результаты нашей работы. Добро пожаловать)
Елена, мне кажется нет разницы сертифицированный учитель или нет. Мне кажется, главное заинтересованность учителя!!! Кроме того, мы пробовали разные варианты: один урок во всех классах параллели и разные уроки в одном классе. Действительно очень интересно! Отследить все это, проводя урок самостоятельно, не возможно!
В этом плане нам с администрацией очень повезло!!!! нам всегда идут на встречу!!!!
Коллеги, во многих школах Европы, в некоторых НИШ Lesson Study проводят немного иначе, чем у нас. В установленный период например, в последнюю неделю все педагоги школы принимают участие в Lesson Study, а затем описывают результаты своей работы, подводят итоги, вырабатывают результаты. Это, конечно, достаточно хлопотно, учитывая сложности, связанные с составлением расписания и загруженностью педагогов. Мы пробовали проводить так Lesson Study в прошлом году. Концентрация внимания всего педагогического коллектива дает еще более высокие результаты.