Все науки настолько связаны
между собою, что легче изучать
их все сразу, нежели какую-либо
одну из них в отдельности от всех прочих.
Рене Декарт.
Тема, над которой я работаю, заинтересовала меня, когда проблема развития познавательной мотивации старшеклассников достаточно остро стала осознаваться мною с началом работы в классах с профильным обучением, т.к. обучающиеся этих классов четко определились с выбором основных изучаемых предметов. Средством развития познавательной мотивации старшеклассников при обучении информатике могут стать задачи межпредметного характера. Старший школьный возраст характеризуется большой избирательностью интересов обучающихся, связанной с выбором профессии, а не с интересом к учебному предмету, как у подростков. Избирательность интереса к одному предмету, даже оправданная выбором будущей профессии, зачастую приводит к снижению интереса ко всем другим предметам. Следовательно, повышение познавательной мотивации возможно за счет отбора и составления задач межпредметного характера, отражающих связи информатики с теми учебными предметами, которые представляют сферу интересов старшеклассников. Я поставил перед собой задачу: рассмотреть систему преподавания информатики в профильных классах и найти точки соприкосновения информатики с другими профильными предметами.
С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Практическая значимость данной темы заключается в том, чтобы реализовать межпредметные связи информатики с другими учебными предметами в форме задач метапредметного характера, что позволит старшеклассникам не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в современном обществе, быть востребованными и успешными.
Своеобразие и актуальность предлагаемой темы заключается в том, что планирование курса информатики средствами межпредметных связей с учетом профильных предметов, помогает развивать у обучающихся способность к деятельности в той сфере, которая им наиболее близка, мотивируя на творческую и познавательную деятельность, тем самым повышая качество знаний как по предмету информатика, так и по профильным предметам. Информатика и ИКТ используется как метапредмет, некая надпредметная оболочка, способствующая более глубокому развитию межпредметных связей учебных дисциплин в общеобразовательной школе.
Есть ли опыт практической реализации интегрированного обучения?
Здравствуйте, хвастаться не буду, но интегрированное обучение практикую. Уроки плодотворные, времени маловато. Мотивируют учащихся, всем интересно, особенно мне нравиться интегрировать с литературой и ИЗО для среднего звена. А у Вас как обстоят с этим дела?
Очень редко, но всё же практикую интегрированные уроки. Давала открытый урок английского языка с интеграцией в казахский язык. Со стороны завуча было замечание, что за один урок 2 учителя не успевают полностью раскрыться. Я не была согласна с данным замечанием, поскольку не учитель на уроке должен раскрывать свой талант и показывать свои лидерские качества, а ученик. И, если ученики проявляют бОльшую активность по сравнению с учителем, разве это плохо?
Межпредметные связи не только средство достижения общих социальных целей обучения - всестороннего развития школьника, но и один из необходимых факторов формирования конкретных педагогических задач, определения общепредметных систем знаний, умений, отношений.