kz ru en

Авторизация


Уроки Эко

«Учи наизусть» - так назвал свое новогоднее обращение к внуку итальянский писатель и философ Умберто Эко. Назвал неслучайно, потому что посвятил его самому важному, что было и есть у человека, - памяти. См.: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/pismo-umberto-eko-svoemu-vnuku-618105.

Некоторые выдержки:

"...я хотел с тобой говорить о болезни, которая поразила твое и предыдущее поколение, которое уже учится в университетах. Я говорю о потере памяти. Это правда, что если ты захочешь узнать, кто такой Карл Великий или где находится Куала-Лумпур, то ты сможешь нажать на кнопку и тотчас узнать все из интернета. Делай это, когда тебе нужно, но, получив справку, старайся запомнить ее содержание, чтобы не искать вторично, когда эти знания тебе понадобятся в школе, например. Плохо то, что понимание того, что компьютер может в любой момент ответить на твой вопрос, отбивает у тебя желание запоминать информацию".

"Каждое утро выучивай какое-нибудь короткое стихотворение, как заставляли нас делать в детстве. Можно устраивать соревнование с друзьями на лучшую память". 

"Это кажется игрой, да это и есть игра, но ты увидишь, как твоя голова наполнится персонажами, историями и самым разными воспоминаниями. Ты спросишь, почему когда-то компьютер называли электронным мозгом. Это потому, что он был задуман по модели твоего (нашего) мозга, но у человеческого мозга больше связей, чем у компьютера. Мозг — это такой компьютер, который всегда с тобой, его возможности расширяются в результате упражнений, твой же настольный компьютер после продолжительного использования теряет скорость и через несколько лет требует замены. А твой мозг может прослужить тебе до 90 лет, и в 90 лет, если ты будешь его упражнять, ты будешь помнить больше, чем помнишь сейчас. Он к тому же бесплатный.

Потом есть еще историческая память, которая не связана с фактами твоей жизни или с тем, что ты прочитал. Она хранит те события, которые случились до твоего рождения".

"Сегодня школе (помимо твоего собственного круга чтения) следовало бы научить тебя запоминать то, что случилось до твоего рождения, но ей это плохо удается. Различные опросы показывают, что сегодняшняя молодежь, даже и университетская, рожденная в 1990 году, не знает, а, может быть, не хочет знать о том, что происходило в 1980 году, уже не говоря о том, что было 50 лет тому назад". 

"Но почему так важно знать о событиях далекого прошлого? Потому что часто подобные знания помогают понять ход сегодняшних событий и в любом случае, как знание состава футбольных команд, помогают обогатить нашу память.

Учти, что ты можешь тренировать свою память не только с помощью книг и журналов, но и с помощью интернета. Он пригоден не только для того, чтобы болтать с твоими друзьями, но и для изучения мировой истории. Кто такие хетты и камизары? Как назывались три корабля Колумба? Когда вымерли динозавры? Был ли штурвал на Ноевом ковчеге? Как назывался предок быка? Сто лет тому назад водилось больше тигров, чем сейчас? Что ты знаешь об империи Мали? Кто рассказал о ней? Кто был вторым папой в истории? Когда был создан Микки Маус?

Я мог бы продолжать задавать вопросы до бесконечности, и они стали бы прекрасными темами для исследования. Все это надо помнить. Наступит день, и ты состаришься, но ты будешь чувствовать, что прожил тысячу жизней, как если бы ты участвовал в битве при Ватерлоо, присутствовал при убийстве Юлия Цезаря, побывал в том месте, где Бертольд Шварц, смешивая в ступке различные вещества в попытке получить золото, случайно изобрел порох и взлетел на воздух (и так ему и надо!). А другие твои друзья, не стремящиеся обогатить свою память, проживут только одну собственную жизнь, монотонную и лишенную больших эмоций".

Завтра выучу стихотворение... На всякий случай )
 

9
13

Комментарии (9)

Жомартова Гулназ,
Преподаватель

Печально, что даже, мы взрослые автоматически прибегаем к помощи гаджетов или интернета или блокнотика с ручкой, чтобы что-то записать, "а то забуду!" Вот, сегодня вечером, думала, как бы повесить термометр новенький, а в голове "ок, google" надо бы спросить )

Кауров Станислав,
Преподаватель

Как мы можем помочь нашим ученикам развивать память, кроме того, что предложил Эко?

Жомартова Гулназ,
Преподаватель

С Помощью flashcards. Раньше так учили новые слова по иностранному языку. Сейчас не надо писать, везет сейчас людям, достаточно установить приложение )

Букина Инна,
Пользователь

Существуют игры и упражнения на развитие памяти, которые можно проводить на уроках. Например, memory game

Луконин Сергей,
Преподаватель

Проблема пассивной памяти присутствует, но она всегда была. Всегда были дети, для которых выучить четыре строки было сродни подвигу, а кто-то ЕО главами по памяти декламировал. Если раньше, что-то не вспомнил, считай пропала инфа, то теперь есть инет... Разве это не прекрасно...

Кауров Станислав,
Преподаватель

Прекрасно, но... если вдруг наша "внешняя" память сотрется, сломается, не превратимся мы в Иванов, родства не помнящих?..

Кауров Станислав,
Преподаватель

Филолог Гасан Гусейнов о прообразе витрувианского человека, богине памяти Мнемозине и способах записи окружающего.


Кауров Станислав,
Преподаватель

"Развитие и тренировка памяти в сети", http://www.mnemonica.ru/.

Кауров Станислав,
Преподаватель

См.: http://mel.fm/2016/01/28/memory