Современный школьник нуждается в рефлексивных умениях и навыках не только для успешного обучения, но и для повседневной жизни, поэтому развитие рефлексивной деятельности должно стать одним из приоритетов личностного самосовершенствования. А для этого необходимо уже в начальных классах создать такую образовательную среду, которая бы побуждала младшего школьника к самообразованию, к стремлению достигнуть более высоких результатов в учёбе. Задача педагогов - построить работу так, чтобы каждый ученик смог увидеть результаты своего труда, пусть даже совсем незначительные, и поверить в собственные силы. Важно научить учащихся анализировать свои действия, давать оценку результатам своей работы, планировать и корректировать последующие шаги к достижению самостоятельно опоставленной цели, то есть рефлексировать. Учителя нашей школы стараются использовать на своих уроках различные приёмы рефлексии. В некоторых классах ведутся рефлексивные дневники. Уважаемые коллеги, поделитесь вашим опытом работы в этом направлении.
Замечательная работа, Самал! Остается недоумевать, что подобное решение не приходило в голову, пока не увидел ваши великолепные дневнички. Стикеры, десятки стикеров, сотни стикеров... И оттого рефлексия, сколько бы мы о ней не говорили, остается в нашей школе скорее на эмоциональном, чем на осознанном уровне. Вы пишете, что важно научить учащихся анализировать свои действия, давать оценку результатам своей работы, планировать и корректировать последующие шаги. Думаю, такого рода дневники могут сыграть в этом значительную роль.
Как часто дети пишут в этих дневниках? Сколько времени им необходимо от урока? Или в какое время они их заполняют?
Конечно, на каждом уроке это делать невозможно. Такого рода записи чередуются с привычными стикерами, табличками ЗУХ, смайликами и т.д. Иногда учитель уделяет время для заполнения рефлексивного дневника в конце учебного дня, например, за 5 минут до звонка с последнего урока. Детям предлагается ответить на конкретный вопрос, касающийся их деятельности или эмоционального состояния в течение всего дня, проведённого в школе. Каллиграфия, безусловно, страдает, зато ученикам предоставляется возможность поразмышлять. Иногда учащиеся рефлексируют, выполняя определённое задание на уроке. Вот пример: после изучения фразеологизмов детям было предложено охарактеризовать свои действия и работу группы, заменив глаголы устойчивыми словосочетаниями. В тот же день, в конце 4-го урока ребята сравнивали разные формы работы и описывали свои ощущения. Таким образом, в один день в дневнике было сделано две записи. Это бывает не всегда. Рефлексивный дневник - это дополнение к "светофору", "лесенке успеха", "нотному стану", "дереву ожиданий" и др.
Я всегда радуюсь и за детей, и за своих коллег! Молодцы все! Учеников начальных классов необходимо учить размышлять. Это трудоёмкий процесс, но он действительно помогает. Помогает детям / иногда ребёнку легче написать, чем сказать вслух /, помогает и учителю в дальнейшей работе.
Хотелось бы подробнее узнать о дневниках. Это простая тетрадка, а вопросы на которые дети отвечают "озвучивает" учитель или записаны на слайде (доске?). Каким образом можно определить вопрос, на который отвечает ученик?
Варианты могут быть самые разные, - на усмотрение учителя. Всё, что Вы предлагаете детям сделать на листочках, можно перенести и в дневник. Это очень удобно.