kz ru en

Авторизация


Есть ли необходимость в постоянной рефлексии?

В современном образовании все чаще говорят о необходимости проводить рефлексию.  Рефлексия – это такое осмысление человеком совершённой им деятельности, при котором он понимает, что он сделал, зачем, каким образом. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

Проанализировав разную литературу, пособия, статьи учителей, можно классифицировать это понятия с разным основанием деления.

Классификация рефлексии

 По функциям

1.рефлексия настроения и эмоционального состояния.

2.рефлексия деятельности.

3. рефлексия содержания учебного материала

 По времени урока

1.Начало урока

2. Середина урока

3. Конец урока

 По этапам урока

1.Изучение нового материала

2.Закрепление материала

3. Обобщение

 По способу передачи

1. Устная рефлексия

2. Письменная рефлексия.

 По форме организации

1. Индивидуальная

2. Групповая

3. Коллективная

Цель рефлексии:

- сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;

- собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым;

- уйти с урока с зафиксированным результатом.

Согласны, Вы, с этим делением? Как часто проводите  рефлексию на уроке? Какой функции отдаете  предпочтение и почему?  Хочется узнать Ваше мнение по этому вопросу

7
22

Комментарии (7)

Зейтова Анар,
Преподаватель

ученики чаще любят рефлексию эмоционального состояния. Рефлексию деятельности на моих уроках им тяжелее сделать, но это связано еще с недостаточным словарным запасом. На казахском языке они составляют короткие предложения. Но думаю это со временем исправимо. Интерес к уроку уже есть, а значит будет и итог

Жомартова Гулназ,
Преподаватель

Я провожу рефлексию настроения и эмоционального состояния в начале и в конце урока. Также провожу рефлексию на закрепление материала.В основном я придерживаюсь индивидуальной рефлексии.

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Рефлексию провожу на каждом уроке. Но здесь я соглашусь с Анар. На уроках казахского языка учащимся, действительно, пока трудно передать свои мысли по-казахски, особенно в начальных классах. Поэтому чаще используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Что же касается рефлексии деятельности (а это тоже необходимо), - использую сигнальные карточки. Детям нравится.

Никифорова Ирина,
Пользователь

Рефлексия - это самый важный этап урока. Больше для учителя. Ведь, чем глубже заглянешь в проведенный урок, тем легче написать план следующего урока...

Зинькив Елена,
Преподаватель

В этом году я работаю с первоклашками. После четвероклассников сложно первое время было перестроится. На рефлексию не хватало времени. Дети с радостью и интересом проводят эмоциональную рефлексию, достаточно объективно оценивают себя в деятельностной...но хотелось, чтобы они еще и обсуждали. Рефлексию содержания учебного материала поставила своей целью на уроках. Первое время столкнулась с тем, что дети-первоклассники, не отделяли один урок от другого, от перемены и от вчерашнего дня. Но систематическая работа дала свои результаты. Особенно детям нравится стратегия "Две звезды и пожелание". Ее мы применяем, как оценивание ответов других учащихся и свой собственный ответ, а т.к. стратегия  требует осмысленной аргументации, учащиеся учатся рефлексировать, сравнивать, анализировать. В декабре, мы уже перешли на письменную рефлексию, где детям предлагается ответить на вопросы. В первую очередь, это необходимо мне, как обратная связь с каждым учеником, сразу видно, кто на каком этапе и кому нужна помощь или поддержка.

Зинькив Елена,
Преподаватель

Рефлексия эмоционального состояния детям нравится по нескольким причинам. Некоторые из них: 

наличие "фантика" (яркого смайлика, фишки, жетона, стикера, то есть образ, который легче воспринять),
 не требует "напряжения" мыслительных процессов (не нужно думать, выстраивать причинно-следственные связи и тому подобное), 
затрачивает меньше времени для обратной связи

Нейзер Марк,
Учащийся

Мне больше нравиться рассуждать, чем рисовать. Нравиться подбирать пословицу или поговорку к уроку.