Сегодня все живут в гипернасыщенном информационном поле. ТВ, радио, Интернет - всё делает нас в большинстве своём пассивными потребителями информации. Как отличить, где правда, а где разного рода интерес в подаче информации, порой сложно даже бывалому гуру журналистики или политтехнологий.
Школа постепенно тоже втягивается в инфопоток.
Однако до сих пор (в эпоху развитого Интернета) в педагогической среде существуют "запретные" темы. Учитель (да и многие родители) стараются не замечать, что ребёнок, а особенно подросток сегодня больше информирован о тех сторонах жизни, которые были для обсуждения у старшего поколения только среди близкихдрузей, во дворе, шёпотом.
Не удивительны поэтому такие обсуждаемые статьи на новостных лентах: "Родителей учеников одной из школ Астаны напугал тест с вопросами о смерти", http://www.nur.kz/990646-roditeley-uchenikov-odnoy-iz-shkol-asta.html; "Рост числа беременных школьниц объяснили отказом от казахских традиций", http://www.nur.kz/770933-v-kazakhstane-rastet-chislo-beremennykh.html и т.п.
Как быть?.. Или - не быть?..
Так как мы живем в такой эпохе, современным родителям давно пора разговаривать со своими дети почаще и быть с ними более открытыми. Наши родители всегда избегали разговоров на такие темы (например, как на ссылках указанных выше) и старались "отмазаться" когда интересуешься, мол "иди уроки учить, а?" или "иди по дому лучше помогай!". Конечно, учитываются возрастные характеристики. Почему, в первую очередь родителям следует разговаривать с детьми, потому что, если не они, то дети найдут информацию в другом месте и скорее всего, не правильно поймут или интерпретируют по-своему.
Как быть в школе?
Обычно классные руководители проводят классные часы на "деликатные" темы. Если классы не делятся по полу, то с мальчиками и девочками по отдельности. Также в школах-интернатах есть воспитатели, которые проводят беседы с учениками на разные темы в разнообразной форме (круглый стол, чаепитие и т.д.).
А педагоги готовы к таким разговорам?
Я помню один разговор с коллегой - с учителем биологии, в первый или второй год работы, ученицы 10-ого класса задавали ей много вопросов и она не смотря, на то, что стеснялась с ними разговаривать, объясняла научными терминами.
Когда мы сами учились в школе, был урок такой "Этика и бiрмеде..." на котором учитель "говорил с нами на деликатные темы". "@№;!" скажу я Вам, коллеги!
Действовать по принципу - сами узнают? А тема потери близкого? Как реагировать? Или сегодняшняя картинка по ТВ подготовила нас к "обычности" смерти? Вообще такие темы - это участь только психологов школы?
К сожалению, на сегодня наблюдается повальное снижение эмоционального интеллекта общества, то есть люди постепенно разучиваются сопереживать, эмоции заменили электронные ящики. там-видимость яркой кипучей жизни, эмоции можно передать с помощью смайликов, картинок. Да мы сами, педагоги, бесконечное количество времени проводим за компьютером, в школе пересекаемся с коллегами на переменках, да и только, живого общения с родными, близкими, коллегами -минимум.
"Этика и бiрмеде..." )))))))))))))) Этика и психология семейной жизни))
у родителей зачастую нет времени на беседу со своими детьми. И учителю приходится быть и мамой, и папой. Чтобы понять их проблемы надо просто любить детей. А если работа в тягость, то никакие дипломы и научные звания не помогут в общении с детьми