Важной целью современного образования стало не только наличие у выпускника объема полученных знаний, а еще и наличие умения их использовать. Мышление позволяет людям ориентироваться в больших объемах информации и использовать ее для поиска решений проблемы, как личных так и тех, который ставит социум.
Таксономия Блума является на протяжении 40 лет традиционным исследованием для изучения мышления. Она классифицирует мыслительные процессы по шести категориям.
1.знания
2.понимание
3.применение
4.анализ
5 синтез
6 оценка
Категория знания заключается в том, что учащийся запоминает информацию посредством ее воспроизведения (записать формулу) или распознавания (тестовое задание).
Функция категории знания – это хранение и поиск информации.
Если на уроках уделяется больше внимания только данной категории, то это приводит к следующим проблемам: падение мотивации (учащиеся уделяют внимание заучиванию), отсутствие развития в мышлении( ответ на вопросы данной категории не позволяют рассуждать),низкий уровень коммуникативных навыков (на уроках в большей степени присутствует диалог между учениками и педагогом).
Категория знаний закладывает фундамент для всех остальных категорий, поэтому она так важна.
Вторая категория – понимание. Она заключается в том, что учащийся преобразует полученную информацию на понятный ему язык, т.е. перефразируют.
Для выявления уровня понимания существуют 4 типа вопросов.
Типы вопросов
Функция
Вопросы, задания
интерпретация
Определение основных идей и взаимосвязи между ними
Как? Почему?
В чем разница?
В чем отличие?
перевод
Трансформация идеи с сохранением смысла
Представить данные графически.
дефиниция
Описание смысла своими словами
Дайте определение своими словами, объясните своими словами.
примеры
Лучший способ демонстрации понимания
Привести пример.
Категория понимание позволяет учащимся перейти на следующий уровень, т.к. при отсутствии мышления данной категории они не способны находить пути решения проблем.
Категория применение предполагает использование информации для решения проблемы. Для того чтобы оценить уровень мышления данной категории необходимо предложить учащимся незнакомую проблему ( иначе задание перейдет в категорию знания), обратить внимание на пути ее решения и результат.
Процесс применения состоит из двух шагов.
1 шаг: ознакомиться с проблемой и определить ее тип.
2 шаг: выбрать решение и его применить.
Если у учащихся возникает трудности на 1 шаге, то необходимо предоставить большой круг подобных проблем. При возникновении трудности на 2 шаге, следует предоставить им практические задания в расчетных аспектах решения проблемы.
При решении таких пробоем педагог будет использовать индивидуальный подход.
Категория анализ используется для объединения разных компонентов для выработки решения. Важно уделить внимание объяснению функционирования частей процесса для достижения определенного результата.
Анализ основан на понимание, но отличается более глубокой обработкой информации.
Для выявления уровня анализ существуют 3 типа вопросов.
Типы вопросов
Функция
Вопросы, задания
Идентификация сути
Разделить целое на составные части. Учащиеся должны продемонстрировать связь между предположениями и ключевыми моментами.
Определить для каких случаев подходит последовательное и параллельное соединения цепей.
Подтекст
Указать отношения между утверждениями.
Что можно сказать о людях, которым адресован слоган « Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет»
Мотивация
Определить причины поведения
Что побудило Наполеона напасть на Россию?
Перечислите основные переломные моменты в игре, как они повлияли на исход игры.
Категория синтез позволяет соединить элементы для образования нового и неповторимого решения на основе индивидуального опыта.
Синтез подразделяется с точки зрения типа обработки и конечного результата. В первом случае результатом могут быть эссе, стихотворение, выступление или необычная форма искусства. Здесь важно оценить творческий подход и неординарность решения. Во втором случае результатом может быть разработка плана, где будут прописаны порядок операций, процесс их выполнения и ожидаемый результат. В третьем случае может быть получен результат, выраженный в абстрактном отношении - выдвижение гипотезы и т.п.
Последняя шестая категория – оценка, которая требует от учащихся наличие собственной точки зрения, умения ее изложить, обосновать происхождение.
Ответ учащегося оценивается по двум индикаторам:
1.Определение критериев учащимся, на которых основывается его суждение.
2.Использование критериев для формирования оценки.
При оценке учащийся мыслит аналитически.
Критерии оценки формируются из трех источников:
1. Культурные и социальные ценности.
2. Религиозные и исторические идеалы.
3. Индивидуальные ценности.
С учетом того, что учащиеся обладают разными культурными и социальными ценностями, ответу будут разные.
О! В позапрошлом году я рисовал подобное колесо. Лежит в ноутбуке. Позже выложу его сюда. Значков приложений там меньше, но зато на русском все.
Было бы полезно )
Спасибо, Рашит!
Спасибо! Интересная работа.
А можно её скачать? Мне что то подобное нужно было для наглядного примера?
Конечно! Кликните по картинке правой кнопкой мыши и сохраните. У картинки прозрачный фон, т.е. Вы сможете красиво разместить ее на любом фоне.
большой рахмет!
Спасибо большое! Очень полезная информация!
Спасибо!
Очень интересная информация и полезная. Себе взяла на заметку
Спасибо!
На протяжении нескольких лет это роза является моей опорой при планировании урока и составлении заданий