kz ru en

Авторизация


Дизайн-мышление: новые подходы в образовании

Одно из правил жизни Альберта Эйнштейна гласит: "Мы не можем решать проблемы, используя тот же тип мышления, который мы использовали, когда создавали их" (см. Аллан Перси: Правила жизни от Альберта Эйнштейна, купить можно здесь: http://novella.kz/books/363/88551/; ознакомиться с некоторыми правилами здесь: http://lifehacker.ru/2014/06/19/31-urok-alberta-ejnshtejna/ или найти на books.google.kz).

Как замечает Елена Тулина, изучая проблемы современной школы, довольно часто можно встретить такие высказывания учителей: «я не могу добиться внимания от студентов», «класс плохо оборудован», «оценки не отражают реального положения дел» и т.д.(см. https://newtonew.com/overview/uchebnik-dizajn-myshlenie-dlja-uchitelej).

Однако новые подходы в образовании требуют нестандартных решений возникающих проблем. Одной из перспективных методик нахождения решения школьных проблем может стать всё более набирающий популярность на Западе (прежде всего в бизнес-среде) и практически неизвестный у нас подход "дизайн-мышление".

"Дизайн-мышление, или проектное мышление – это подход, который позволяет учителям приобретать знания, получать новый опыт, находить уникальные решения и идти в ногу с изменяющимися тенденциями и потребностями школы".

Методика позволяет не только активизировать креативность участников образовательного процесса, но и реально в довольно короткий срок найти решения той или иной проблемы. "Одним из ключевых мировоззренческих принципов дизайн-мышления является эмпатия – умение взглянуть на мир глазами других людей, понять их потребности, желания, стоящие перед ними задачи". Разве это не созвучно современной школе, которой следует развернуться в сторону ученика и услышать его? (Вспомните, кто прошёл курсы, "голос ученика".)

О дизайн-мышлении в образовании здесь: https://docs.google.com/file/d/0Bx8sfpk_du4LN1Bfb0lKa0szWG8/view или здесь: https://yadi.sk/i/pGFbzNScmee6t.

Культовая книга Тима Брауна "Дизайн-мышление в бизнесе" здесь: https://yadi.sk/i/rDkOtBoImeaw8.

Опыт курсов по введению в дизайн-мышление в НИШе здесь: http://sm.nis.edu.kz/semey_fmsh/portal/ViewNews/tabid/74/language/ru-RU/Default.aspx?id=378&lang=ru-RU, http://nisa.edu.kz/index.php/ru/aboutourschoolru/2014-03-20-19-42-35/576-design-thinking-workshop-in-astana-ru.



Опыт использования дизайн-мышления учителями США: https://newtonew.com/overview/uchebnik-dizajn-myshlenie-dlja-uchitelej.

Гайд по процессу дизайн-мышления здесь: https://yadi.sk/i/WD-apGSTmeawG.

"Если внимательно посмотреть на простые шаги, станет ясно, что учителя уже обладают всеми навыками для решения возникающих проблем. Только нужно научиться правильно ими пользоваться и проявлять гибкость, работая в условиях постоянных ограничений".

2
14

Комментарии (2)

Белгибаев Рашит,
Пользователь

Здорово, что Вы обратились к этой теме!

В конце ноября 2014 года я был командирован в город Сан Матео (Кремниевая долина, СА, США), где нас ознакомили с основами дизайн-мышления.

Я убежден в том, что, умело скомбинировав ДМ и ТРИЗ, можно (вообще-то НУЖНО) получить повышение интереса школьников к обучению, которое по сути STEAM (ранее STEM).

В сентябре прошлого года мы начали новый проект с ребятами. Назвали его InKNOWative Solutions и будем рады содействию коллег, кому перечисленные выше буквы интересны.

Кауров Станислав,
Преподаватель

Мне показалось это интересным, жаль, что пока этим мало занимаются )