В настоящее время наблюдается выгорание учителя: эмоциональное истощение, деперсонализация и уменьшение личностных достижений. Отчего это происходит? Что делать, чтобы "выгорания" не произошло? Поделитесь своим мнением, пожалуйста.
В настоящее время наблюдается выгорание учителя: эмоциональное истощение, деперсонализация и уменьшение личностных достижений. Отчего это происходит? Что делать, чтобы "выгорания" не произошло? Поделитесь своим мнением, пожалуйста.
недавно поднимала такую же тему "Профессиональное выгорание"
Спасибо за ссылку, сама присвистывала блоги, но не дошла до нужного. Немного спокойнее, от осознания, что я не одна такая... Ведь люблю работать с детьми, нравиться....но понимаю, что уже падает мотивация, попросту нет сил......
аналогичная проблема была поднята и мной) два года назад
Чтобы этого не произошло: НАДО вести нормальный распорядок жизни, то есть вовремя спать, своевременно есть, и конечно же отдыхать.
Прочитав обсуждения в блогах коллег, я тоже пришла к этому выводу. В силу нехватки учителей работаю в две смены с множеством окон. И постоянно отчеты, отчеты...этому в бумажном виде, этому в электронном, этому подробный, этому краткий...на все это требуется время. При этом проблема в том, что не могу "плохо" работать, всегда стараюсь все вовремя сдать, а это все сложнее и сложнее, потому что просто "трудно заставить" себя просто сесть и написать....
аналогичное чувство и у меня.Начинаю тихо (хотя иногда и вслух) ненавидеть отчеты. Беда в том, что работу учителя, да и школу в общем, судят по бумажкам. Как говорится, без бумажки ты -букашка. На создание продуктивного и интересного поурочного плана времени остается всё меньше и меньше...
Вчера в школе проходил семинар, посвященный времени. Главная мысль: если человек будет планировать свои дела- он будет все успевать. Нам с детства говорили о режиме дня, но мало кто его соблюдал, хотя составляли и пытались соблюдать думаю многие. Вот сегодня решила составить план работы на день. Вписала все : работу, домашние дела, личные, не забыла про отдых, увлечения.... Пока идет по графику)))), но сегодня выходной. Посмотрю, получится ли завтра и смогу ли удержаться от "сбоя". Гипотеза: соблюдая режим дня (планируя дела), человек сможет находится в бодром состоянии, "горящим" энтузиазмом и все успевать.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности: ПЕРВАЯ СТАДИЯ: - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний: специалист неожиданно замечает, что вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; - исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; - возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» ВТОРАЯ СТАДИЯ: - возникают недоразумения с коллегами и учениками, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; - неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или учеников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему; - такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
три аспекта профессионального выгорания ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, такие работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения. ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
Так, чтобы избежать синдрома эмоционального и профессионального выгорания следует:
1. Забота о себе и снижение уровня стресса: — стремиться к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворению потребности в общении; — уметь отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности: — стремиться находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; — стремиться бороться со своими негативными убеждениями; — принимать активное участие в деятельности сообществ.
3. Повышение уровня профессионального мастерства. - повышать уровень профессионального мастерства; - работать с супервизором.