kz ru en

Авторизация


КОучинг Рефлексирующий учитель (из опыта проведения)

Данный коучинг был третьим в серии коучингов по рефлексии и проводила его учитель третьего уровня, умнейший человек, моя менти Инна Николаевна.

Первым в серии был коучинг "Рефлексия. Виды рефлексии", Второй назывался "Самооценка. Виды самооценки" и третьим "Рефлексирующий учитель"

Хотелось поделиться с коллегами наработкой. Может, информация кому то будет полезной.

Итак..

21
45

Комментарии (21)

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

прошу прощения) что то с интернетом

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Тема: Рефлексивное преподавание. Рефлексивный учитель. Стереотипы, как учительские, так и ученические, которые разрушают новые подходы к обучению: результат обучения – оценка;  ученик не должен делать ошибок;  ученик всегда должен быть готов отвечать на занятии;  преподаватель знает, как должен отвечать учащийся;  ученики делятся на слабых и сильных;  учитель учит, а ученик учится;  учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;  учитель должен подводить учащихся к общему выводу на каждом занятии;  на вопрос преподавателя всегда должен быть ответ

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Рефлексивный ли Вы учитель? Часто ли мы ставим себе вопросы «Какой я учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я получил такой результат, а не иной? Как воспринимают меня ученики? Почему я так расстроился (обрадовался, смутился, рассердился)? Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?»

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Последовательность рефлексии: Опишите конкретную трудность,  которая у вас возникла в вашей педагогической деятельности (на уроке, в процессе подготовки к нему, в отношениях с учащимися и т.п.?  Почему, на ваш взгляд, это случилось? Что было причиной (кто?) возникновения трудности? С какой областью педагогической деятельности связана эта трудность? Какие вопросы вам нужно было решать? Сформулируйте их. Что вы делали для преодоления трудности? О чем вы думали? Какие мысли приходили вам в голову? Какое решение вы приняли? Какой вы получили результат? Вы планировали и ожидали получить этот результат или другой? Какой урок вы для себя вынесли из этой ситуации, и что вы предпримете в следующий раз?

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Рефлексия – обязательный элемент планирования урока (в нише дают в конце урока, каждый учитель отвечает на вопросы) То есть если бы я каждый раз отвечала бы на вопросы рефлексии, какие изменения произошли по моему плану.и записала, то могла полистать, посмотреть, на след год пригодилось бы, какая была атмосфера, и в конце 2 оценки: Какие две вещи были наиболее хороши (рассмотреть и преподавание, и изучение)? Какие две вещи могут улучшить урок (рассмотреть и преподавание, и изучение)? Являлись ли цели урока/цели изучения реалистичными? Что сегодня узнали ученики? Какова была   учебная атмосфера? Хорошо ли сработала моя запланированная дифференциация? Уложился ли я в сроки? Какие изменения произошли по моему плану и почему?

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Краткая оценка Какие две вещи были наиболее хороши (рассмотреть и преподавание, и изучение)? 1: 2: Какие две вещи могут улучшить урок (рассмотреть и преподавание, и изучение)? 1: 2: Что я нового узнал на этом уроке в отношении класса и отдельных личностей, которым я буду проводить  мой следующий урок

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Как обучать учеников рефлексии Правила написания синквейна: 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Тренинг: Поставь себя на место другого как правило, учителя имеют завышенную самооценку, профессия накладывает отпечаток, мы имеем дело всегда с учениками,над которыми мы выше, мы больше знаем, и это постепенно формирует такую самоценку.  Ситуация такая. Вспомните свой подлинный конфликт с коллегой по работе, в котором вы вели себя заносчиво, с позиции «над». А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того учителя. Теперь внутренне, про себя, спросите, какое впечатление он получил от общения с вами? Подумайте, что мог бы сказать о вас ваш собеседник. ........
Теперь проиграйте в своем воображении беседу таким образом, чтобы оставить у партнера приятное впечатление о себе. Что изменилось? Осознали ли вы, как изменилась ваша позиция? Если прежде вы стремились доказать свой авторитет, то сейчас вы подходите к человеку, внутренне настраиваясь на диалог с позиции равноправия. Проанализируйте свою внутреннюю позицию  в общении с учениками.  Если встать не на авторитарную позицию, а на позицию диалога. «Какое из всех дел, которыми вы сейчас заняты, имеет для вас особое значение?» Какого результата в этом деле я действительно хотел бы достичь? • Какой первый шаг я должен предпринять, чтобы этот результат стал реальностью? • Все ли зависит только от меня? Отвечаю ли я лично за результат? • Верю ли я в достижение результата? Чем определяются мои сомнения? • Что мешало мне сделать это раньше? Какие возможные препятствия в достижении результата я вижу в перспективе? • Если я достигну цели, какие позитивные изменения произойдут в моей жизни?

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Тренинг Кто я? Релаксирующая музыка, с закрытыми глазами, размышляем.. Кто я? К чему я стремлюсь в жизни? Понимаю ли я то, чего хочет от меня моя жизнь?  Смог ли я добиться того, о чем мечтал? Если да, то благодаря чему? Если нет, то что мне помешало? Я умею побеждать? Каких побед я добился? Чего мне это стоило? Я способный человек? Какими способностями я обладаю? Какими способностями я хотел бы обладать? Ценят ли меня  близкие мне люди? За что они ценят меня? Какие мои качества приносят им разочарования? Как я могу быть более полезным  и нужным для них? Какое влияние я оказываю на их жизнь? Что мне всегда хотелось делать в жизни?  Что мне всегда особенно удавалось? Занимаюсь ли я этим теперь? Почему не занимаюсь? Что меня более всего огорчает в жизни? По какой причине? Что вызывает у меня наибольшее беспокойство? Как часто я переживаю это состояние? По какой причине? Что я более всего ценю в жизни? Часто ли я это получаю?   Что я делаю для этого? Что приносит мне наибольшее удовлетворение в жизни? В какой степени это зависит от меня самого? Какое настроение обычно у меня преобладает в течение дня? Чем оно определяется? Как это влияет на успешность моей деятельности? Как это влияет на окружающих меня людей? Что я за человек? Какой у меня характер? Умею ли я жить в мире с самим собой? Хорошо ли со мной другим людям? Какое представление сложилось у меня о самом себе? Как это представление влияет на мою жизнь, на цели, которые я ставлю перед собой, на то, каким путем их добиваюсь?   Вот такой рефлексивный путь вы можете предложить своим ученикам. Вот такой путь вполне подходит для того чтобы научить их думать.  Предлагаю письменную форму рефлексии.

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Раздатка: Правила написания эссе. 

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Эссе- как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам (М.Н.Эпштейн "На перекрестке образа и понятия"). Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

теперь собственно и правила

Правила написания эссе. 1.Наличие заголовка. 2.Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. 3. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка
проблемы может совпадать с окончательным выводом. 4.  Эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть
человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет
автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение. Примерная структура эссе (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): •         вступление •         тезис, аргументы •         тезис, аргументы •         тезис, аргументы •         заключение. При написании эссе необходимо учитывать следующее: Вступление  и  заключение  должны  фокусировать  внимание  на  проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора). Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Стилю изложения эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: - мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. -   мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два-три аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, более трех аргументов могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель


рефлексия учителя

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

тренинг "кто я?"

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

вот, вроде и все)

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Поздравляю с успешной работой! Невооруженным взглядом видно, что при подготовке к коучингу Вами и Вашей менти было "перелопачено" немало материала по этой теме. А тема не из лёгких. Одним из индикаторов успешности является тот факт, что неуровневые учителя начинают задумываться над своей педагогической практикой, пытаются разобраться в причинно-следственных связях, ищут ошибки в своей работе, определяют пути их исправления, тем самым улучшая качество преподавания. Нельзя, конечно, утверждать, что раньше мы вообще не рефлексировали. Но это было на низком уровне, я бы даже сказала, на бытовом - в частных разговорах с коллегами на переменах, между сменами, в "окна", да в любую свободную минуту. Ведь все наши беседы, как бы они не начинались, в итоге заканчиваются темой школы и нашей работы, где мы говорим о своих удачах и неудачах, сами того не замечая, указываем на причины. В настоящее время рефлексивная деятельность учителей приобретает более высокий, профессиональный уровень. И это отрадно.

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Спасибо!  Коучинги по данной теме были насыщенны новой информацией, учителя ходили с интересом (без советской обязаловки). И какую рефлексию они выдавали в конце коучинга! На высоком душевном подъеме (позволю себе так выразиться) уходили с мероприятий по рефлексии.Когда готовилась коучингу, я зачитывалась и , казалось, уходила в сторону от темы, от этого волновалась и беспокоилась больше, ведь нужно было в сжатые сроки практики в школе, провести серии коучингов и еще получить результат! Мне было очень сложно отобрать из моря материала по данной тематике, Вы правы и подобрали точное слово)

Зейтова Анар,
Преподаватель

молодцы!

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Спасибо!

Aсанова Индира,
Преподаватель

Өте жақсы! Маған эссе туралы түсіндірмеңіз ұнады.

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Ия, әр коучингтің аяғында қажетті, пайдалы мәліметті қағаз жүзінде беруге тырыстым, пікіріңізге рахмет!