По известному определению, «качество образования в системе не может быть выше качества работающих в ней учителей».
Сегодня перед педагогом ставится (в том числе и на законодательном уровне) вопрос о непрерывном повышении квалификации, чтобы, во-первых, знания учителя были аутентичны современным научным знаниям, а также, чтобы он мог применять в своей практике достижения современной педагогической науки с учётом, конечно же, состояния и преимуществ технических средств обучения.
Не случайно в этой связи возрастание роли самообразования педагога.
"Значение самообразования учителей особенно возрастает в настоящее время, когда происходит невиданное ускорение прогресса во всех сферах производства и обслуживания, что порождает потерю относительной устойчивости профессиональных знаний и умений, их быстрому «моральному износу»" (См.: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped9.html).
"Сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
- систематический просмотр определенных телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
- решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
- изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
- общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
- ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями". См.: http://festival.1september.ru/articles/609103/.
Опыт других стран: Н.Н. Джемилева. Сравнительный анализ повышения квалификации учителей за рубежом: "В Австрии учителя должны посвящать продолженному образованию не менее 15 часов в году, а в Голландии – 166 часов", http://vestnik.yspu.org/releases/2011_1pp/46.pdf; Баскаев Р.М. О некоторых моделях профессиональной подготовки учителей в разных странах: "Все учителя в Англии и США обязаны участвовать во внутришкольном обучении учителей школы", http://www.jurnal.org/articles/2008/ped9.html.
Коллеги, какие наиболее приемлемые и эффективные формы самообразования Вы используете? Насколько важно сегодня заниматься самообразованием? И не окажется ли результатом этого процесса вторая часть пословицы?..
Не судите строго, смотря этот ролик. Заметьте, что это фрагмент выступления 2009 года. Наверняка, многое поменялось за эти шесть лет.
Самообразование - это необходимое условие профессионального роста учителя. Как без него? Ведь для того, чтобы учить других, нужно знать намного больше остальных. Основные источники самообразования для меня - это курсы повышения квалификации, проблемные курсы, интернет, литература (методическая, научно-публицистическая, художественная), газеты, журналы, семинары, мастер-классы, коучинги.
Как происходит процесс Вашего самообразования: определенное время для чтения источников или посещения курсов, информация в Интернете, найденная "по ходу"?