Ребенок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.( Сухомлинский " Сердце отдаю детям" )Отчего ребенок нервозен: оттого ли, что его родили нервные родители, или оттого, что они его воспитали? Где граница между нервностью и хрупкостью нервной системы, где границы духовной наследственности?Кроме исследований фактора наследственности необходимо также проводить исследования воспитательной среды, и тогда, быть может, не одна загадка найдет свое разрешение.1 Среда догматизма способствует воспитанию ребенка пассивного 2.Среда идейная годится для посева инициативных детей 3 Среда, довольная жизнью Ребенок дышит внутренним благополучием Прибавлю к этому взаимную любовь родителей .4 Среда успеха и карьеры Вместо истинных ценностей — искусная реклама Здесь детей не любят и не воспитывают, их здесь натаскивают Однако случается, что и в этой среде вырастает то самое «жемчужное зерно в навозной куче»....(Януш Корчак " Как любить ребенка") Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий,- это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей - важно только, чтобы за призывами следовал труд. Если ребенок чувствует, что рядом с ним -люди, что своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соразмерять собственные желания с интересами людей. А это чрезвычайно важно для воспитания доброты и человечности Человеческое равнодушие - опасно и омерзительно, детское же равнодушие-страшно. Я стремился к тому, чтобы каждый мой воспитанник в годы детства пережил благородное чувство глубоко личного беспокойства о судьбе других людей Чуткость к духовному миру человека, способность откликаться на чужое несчастье - с этого начинается высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная красота.Человечество легче любить, чем помочь соседу. Было бы наивным ожидать, что ребенок проникнется сочувствием к своему товарищу или взрослому человеку уже потому, что он ребенок. Сопереживанию надо учить-так же вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые самостоятельные шаги. Человеку нелегко говорить о своей беде. И вообще, если вы видите, что у человека горе, страдание-не любопытствуйте, а помогайте Самое опасное то, что человечные поступки ребенок мысленно ставит себе в заслугу, считает чуть ли не доблестью.Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку. ( Сухомлинский В А " Сердце отдаю детям" )
Ребенка нужно воспитывать. Воспитывать не только личным примером, но и примерами других людей, героев литературных произведений. А еще, с ребенком нужно разговаривать, учить сопереживать, чувствовать, понимать...