Если Вы предполагаете такую возможность, то следует предпринять шаги, которые изменят ситуацию. Введите в урок индивидуальные листы для каждого учащегося и объясните, что несмотря на то, что работают дети в группе - оценку получит каждый из них за выполнение собственного задания (в том числе и за оформление работы, каллиграфию и т.д. - критерии успеха разработайте вместе с детьми).
Думаю, что если объяснять детям каждый раз насколько важно писать красиво, вне зависимости от видов работы, то групповая работа не окажет значительного влияния на каллиграфию. Возможно даже, что будет какой-то эффект соревновательности: дети, глядя на почерк друг друга будут стараться писать аккуратнее.
На мой взгляд, если каждый урок проводить, используя групповую форму работы, то это, безусловно, скажется отрицательно на почерке учащихся. Поэтому с осторожностью отношусь к таковой форме на уроках русского языка (в отличие от литературы). На каждое задание при работе в группах отводится определенное количество времени, но ведь скорость письма у всех детей разная, да и "условия комфортности" тоже разные, поэтому, на мой взгляд, ни мотивация, ни дух соревновательности не позволят всем учащимся писать одинаково красиво и правильно. К тому же никто не отменял нормы письменных классных (и домашних) работ, которые трудно соблюсти, используя на протяжении всего урока групповую форму работы. А вот использование данной формы (или работы в парах) на каком-либо этапе урока, мне кажется, более эффективным. Групповая форма работы более чем успешна на уроках обобщения изученного материала, когда важно систематизировать знания, а также на уроках развития речи при подготовке к сочинению (или изложению). В моем понимании, новые подходы в обучении и преподавании - это не только и не столько использование групповой работы, сколько "перенос центра тяжести" в получении знаний: я как учитель не даю готовые ответы, не передаю знания, я создаю такую проблемную ситуацию, такие условия, чтобы ученик (неважно, индивидуально, в парах или в группе) добывал это знание сам. Поэтому для меня более существенным является качество заданий и вопросов, используемых на уроке.
Полностью согласна с Натальей Титовской. Я тоже стараюсь создать проблемную ситуацию, которую ученики разрешают самостоятельно.Сама выполняю роль наблюдателя, оказывая там, где нужно, поддержку.
Не смотря на то что я учитель математики, данная проблема существует и на наших уроках. Часто ребята считают что на наших уроках писать красиво и грамотно совсем не обязательно. Но даже при групповой работе нам удается не пускать каллиграфию на самотек. Для этого в критериях оценки за урок обязательно указываем пункт- оформление работы.
Один из важнейших критериев для ученика начальной школы - это правильное каллиграфическое письмо ( к сожалению время программой для этого не предусмотрено), однако, каждый из нас понимает, на сколько важно соблюдение единого орфографического режима...
Если Вы предполагаете такую возможность, то следует предпринять шаги, которые изменят ситуацию. Введите в урок индивидуальные листы для каждого учащегося и объясните, что несмотря на то, что работают дети в группе - оценку получит каждый из них за выполнение собственного задания (в том числе и за оформление работы, каллиграфию и т.д. - критерии успеха разработайте вместе с детьми).
Думаю, что если объяснять детям каждый раз насколько важно писать красиво, вне зависимости от видов работы, то групповая работа не окажет значительного влияния на каллиграфию. Возможно даже, что будет какой-то эффект соревновательности: дети, глядя на почерк друг друга будут стараться писать аккуратнее.
На мой взгляд, если каждый урок проводить, используя групповую форму работы, то это, безусловно, скажется отрицательно на почерке учащихся. Поэтому с осторожностью отношусь к таковой форме на уроках русского языка (в отличие от литературы).
На каждое задание при работе в группах отводится определенное количество времени, но ведь скорость письма у всех детей разная, да и "условия комфортности" тоже разные, поэтому, на мой взгляд, ни мотивация, ни дух соревновательности не позволят всем учащимся писать одинаково красиво и правильно. К тому же никто не отменял нормы письменных классных (и домашних) работ, которые трудно соблюсти, используя на протяжении всего урока групповую форму работы. А вот использование данной формы (или работы в парах) на каком-либо этапе урока, мне кажется, более эффективным.
Групповая форма работы более чем успешна на уроках обобщения изученного материала, когда важно систематизировать знания, а также на уроках развития речи при подготовке к сочинению (или изложению).
В моем понимании, новые подходы в обучении и преподавании - это не только и не столько использование групповой работы, сколько "перенос центра тяжести" в получении знаний: я как учитель не даю готовые ответы, не передаю знания, я создаю такую проблемную ситуацию, такие условия, чтобы ученик (неважно, индивидуально, в парах или в группе) добывал это знание сам. Поэтому для меня более существенным является качество заданий и вопросов, используемых на уроке.
Думаю да.....
Полностью согласна с Натальей Титовской. Я тоже стараюсь создать проблемную ситуацию, которую ученики разрешают самостоятельно.Сама выполняю роль наблюдателя, оказывая там, где нужно, поддержку.
Не смотря на то что я учитель математики, данная проблема существует и на наших уроках. Часто ребята считают что на наших уроках писать красиво и грамотно совсем не обязательно. Но даже при групповой работе нам удается не пускать каллиграфию на самотек. Для этого в критериях оценки за урок обязательно указываем пункт- оформление работы.
Один из важнейших критериев для ученика начальной школы - это правильное каллиграфическое письмо ( к сожалению время программой для этого не предусмотрено), однако, каждый из нас понимает, на сколько важно соблюдение единого орфографического режима...
Думаю при подготовке к сочинению групповая работа будет очень эффективна. Надо будет обязательно попробовать. Спасибо за полезные комментарии.
Совершенно согласна с коллегами - групповая работа не должна быть на каждом уроке!
Самыми удачными предметами для организации групповой формы работы в начальной школе считаю "Познание мира", "Литература", "Труд".