При разговоре, с родителями моих учеников, услышала несколько версий воспитания в детях самостоятельности. Ища для себя ответы на этот вопрос, нашла статью, которая может приоткрыть тайну воспитания.
"Мой подход в воспитании детей изменился благодаря одному откровению. Однажды мой муж вспомнил свое детство: "Каждый раз, когда мы спрашивали у отца значение какого-либо слова, он брал словарь и предлагал узнать его вместе". Помните Библейскую притчу? «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Воспитывайте детей так, чтобы они могли справиться со своей проблемой без посторонней помощи.
1. Родители самостоятельных детей стоят позади них, чтобы решать проблему вместе, а не вместо ребенка.
2. Родители самостоятельных детей задают вопросы не реже, чем предлагают готовые ответы. Задавая вопросы по существу проблемы, вы приучаете ребенка искать решения, вместо того, чтобы расстраиваться и ждать помощи извне. Следующие вопросы мы используем в нашей семье: Как ты думаешь, что сейчас не так, как хотелось бы? Что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию? Можем ли мы усовершенствовать твою идею? Как ты думаешь, почему этот человек поступил так? Это было проявлением любви? Может, быть это было безрассудством? Что ты чувствовал после принятого решения? Что ты можешь изменить в похожей ситуации в будущем? Ответы, которые человек самостоятельно находит в глубине своих чувств, всегда мудрее, чем шаблонные стандарты, навязанные другими людьми.
3. Родители самостоятельных детей превращают критические замечания в развлечение. Вместо того, чтобы читать нотации и запрещать что-либо, гораздо эффективнее поразмышлять с ребенком на тему добра и зла, читая вместе книгу или разыгрывая ситуацию с помощью любимых игрушек. Часто это выглядит так, будто вы предлагаете ребенку разработать морально-этическую стратегию, отделив конфликтную ситуацию от личности ребенка при помощи выдуманного сюжета.
4. Родители самостоятельных детей позволяют им учиться на своих ошибках, несмотря на то, что это неприятно. Когда-то в детстве мне пришлось многое вытерпеть от учительницы английского языка. Родители с сочувствием выслушивали мои обиды, каждый раз уговаривая продолжать учебу. К концу года я не только знала английский так, как не смогла бы выучить в другом месте, но приобрела еще более важные знания в области межличностных отношений. Несколько лет назад у нас с мужем был соблазн забрать ребенка из футбольной секции из-за неприятного тренера. Но мы решили продолжать тренировки, решив молиться за этого человека. Мы понимали, что наш ребенок встретит еще множество трудных людей на своем пути и ему нужно уметь общаться с ними. Мы хотели, чтобы ребенок развивал в себе интуицию, терпимость и рассудительность, пока у нас есть возможность пройти эти испытания вместе с ним.
5. Родители самостоятельных детей не ограждают их от наказания, которое естественным образом последовало за неразумными действиями. Каждый должен учиться исправлять результаты своих ошибок.
6. Родители самостоятельных детей терпеливо воспринимают их неудачи. Для того, чтобы ребенок научился находить свои собственные, нестандартные решения, важно оградить его от оценочных суждений. Разве можно создать что-то новое, ни разу не ошибившись? Ребёнок должен понимать, что ошибаться – это нормально. Родителям для этого нужно переориентировать свое внимание с ошибок и недостатков на возможности поиска новых, более эффективных решений.
7. Родители самостоятельных детей постепенно отстраняются от участия в проблеме, позволяя ребенку брать на себя все большую ответственность. Дети способны не только найти подходящий маршрут, выбрать себе меню или гардероб, они могут оказаться хорошими советчиками в решении наших взрослых проблем. Когда мы что-нибудь доверяем им, они учатся доверять самим себе. Чувство ответственности, умение сотрудничать и лидерские качества формируются в детстве. Несмотря на то, что нам самим их порой не хватает, мы можем помочь в этом развитии своему ребенку."
Оглядываясь назад, на свое детство, понимаю, что с многим могу согласиться. Согласитесь, Вы? Что еще можете добавить?
Сделать все правильно очень тяжело,нужно иметь внутреннее чутье,что бы не ошибаться,но все же советы очень полезны,спасибо за статью.
Что то мы оказывается делали интуитивно , чему то надо прислушаться.
Очень трудно найти золотую середину, когда любишь и очень боишься упустить какие то важные моменты в жизни детей, когда нужна твоя поддержка и слово.
Сегодня, в очередной раз, столкнулась с тем, что родитель не доверяет своему ребенку. При проверке домашнего задания, оказалось, что ребенок выполнил его неправильно из-за того, что мама "настояла". Мама подтвердила, что ребенок говорил о другом варианте выполнения работы и даже пытался возражать ей. Откуда это недоверие? Что с ним делать?
Низкий эмоциональный интеллект? В своей жизни несколько раз сталкивался и очень был удивлен "властными" людьми, которые могут сказать что-то вроде: "Я тебе такого права не давал(а)!"
Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас.
Эрнест Вилфрид Легуве
Золотые слова!
К сожалению, в последнее время действительно многие родители не позволяют своим детям становиться самостоятельными. Гиперопека, которой родители окружают своих детей, становится серьезной преградой для развития самостоятельности, ответственности. Мне кажется, что это ограничивает еще и интеллектуальное развитие ребенка.
+100500!
Вчера была передача Малахова про парня анорексика(( Вот там причиной недуга косвенно называли гиперопеку родителей.
Нужна "Школа родителя" (лозунг)
Очень познавательная статья. Я согласна что нужно воспитывать самостоятельность в детях. При чем если родители оба работающие это сделать гораздо проще. Ребёнку хочешь не хочешь"надо научиться ловить рыбу".
Главное здесь, не "пустить самотеком". В возрасте 6-7 лет, еще необходимо проверять, спрашивать.
ДА, Елена, я тоже думаю, что нужно быть в курсе всех (хотя бы основных) событий в жизни ребенка, имея ввиду участие и поддержку.
У всех , я думаю, есть соседи, знакомые, родственники, у которых есть самостоятельные с детства дети. У нашего сына был одногруппник в детском саду. Мы часто наблюдали, как его подвозили на машине, открывалась дверь и оттуда выходил ребенок (к слову, 3 года), сам (!), и он топал до самой группы один (!) Мне становилось не по себе от этого. У ребенка взгляд был всегда по взрослому серьезным. Мы могли его видеть с полным пакетом продуктов выходящим из супермаркета (в 5 летнем возрасте). Мы дома часто об этом говорили и спорили, правильно ли поступают родители (они у него есть) , когда лишают ребенка элементарного БЕЗЗАБОТНОГО детства или все таки чем раньше приучать к жизни, тем лучше. Я думаю, что однозначного ответа не будет.
Лет с четырех мама скидывала мне с балкона авоську с деньгами на хлеб, когда я играл во дворе после садика. В авоське всегда были мои 70 копеек на "Pepsi", и я с радостью бежал до магазина (туда-сюда около километра). На мое счастливое советское детство это не влияло. Пузырьки так приятно щекотали лицо!!!
А в моем "советском" детстве в аптеках принимали плоды шиповника, стакан его стоил 20 копеек, благо, кустов шиповника был целый лес и была возможность собрав несколько стаканов шиповника можно было пойти в магазин и купить сухого киселя)(он стоил 20-40 тиын, помню, хватало 2-3 стаканов шиповника). Мы его ели прямо с ладошки) мне лет примерно 7 было.
Ого!
)) У ШИПовника было много шипов, если учесть малый возраст, дотянуться до верхних веток было сложно)
Разве это мешает детям? ))) Мы ели барбарис и незрелую джигиду. Шиповник? За кисель? Легко!
Это нам взрослым кажется, что детство беззаботное. На самом деле в любых играх ребята учатся жизни, учатся выстраивать отношения с другими людьми, манипулировать предметами, т.е. проходят социализацию. А кого воспитывает мама, чей 10-летний сын не может купить в магазине даже булку хлеба?! Станет ли настоящим мужчиной тот, кому в пятом классе портфель несет бабушка?
Согласна, что инфантилизм воспитывает гиперопека. Но есть определенные рамки, где кончается младенчество, начинается детство, а где заканчивается детство, там начинается взрослая жизнь со своими заботами.
Еленаның мақаласы өте өзекті. 18 жастан асып кеткен баланы мәпелеп қасымыздан шығарғымыз келмейді. Олар осы жағдайға уйреніп алып, одан кейін сізден талап ете бастайды.
Замзагуль, полностью с Вами согласна. Более того, уже в подростковом возрасте мы их теряем. Поэтому только в юном возрасте мы можем привить этот навык, подсказать при необходимости, оказать в нужное время поддержку. Потом будет поздно. И жаль, что не все это понимают.
Очень хорошо сказано,нынче все используют различные методы воспитания в детях самостоятельности.Однако всем стоит найти именно ту самую
золотую середину,в которой нуждается будущее человечества в лице молодого поколения!!
Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания 1. Нельзя создавать детям комплексы.Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость? «У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает. 2. Разумная свобода.Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать. Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя. 3. Хвалить ребенка по любому поводу.Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям. 4. Высокая степень ответственности за свое поведение.Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей. 5. Любовь и уважение в семье — залог психического здоровья ребенка.Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу, и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет. 6. Учиться быть родителями.Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец». 7. Учить детей правильно распоряжаться временем.Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика — все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом — это нормально.
Я поняла теперь! Мой отец- еврей! В самом хорошем, описанном выше смысле!