Много говоря и рассуждая о новых подходах, методах, технологиях, мы априори исходим из того, что ищем их приложение к традиционному образованию. Однако современное образование может (а может - и должно) быть разным.
Интересной альтернативой традиционному подходу к организации школьного образования является вальдорфская педагогика, основанная на принципах австрийского мыслителя Рудольфа Штайнера.
"Основными ценностями в педагогической системе являются личностное развитие ребенка и психологический комфорт. Широко практикуются трудовые занятия, творчество и игра как метод обучения, а непосредственный, живой опыт переживания предшествует запоминанию и усвоению материала, поэтому учебники и покупные вещи используют по минимуму. Согласно представлениям Штайнера, у учебного процесса обязательно должна быть духовная составляющая — антропософская. Антропософия представляет собой научно-мистическое учение, которое ставит своей целью саморазвитие, духовное совершенствование и раскрытие скрытых способностей, поэтому все школьные предметы практически ориентированы и тесно связываются с человеком" (См.: https://newtonew.com/discussions/valdorf-school-dialog).
В рамках вальдорфской школы существует ряд форм организации учебно-воспитательного процесса. Это преподавание эпохами, в рамках которых осуществляется урочная форма преподавания, работа в мастерских, индивидуальные и групповые проекты, уроки-упражнения, походы, экскурсии, образовательные путешествия и т.п.
Характерные особенности вальдорфской школы:
1. Обучение в школе обычно начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет. Первый, кто встречает ребенка, - классный учитель. На протяжении восьми лет он каждое утро приветствует учеников и ведет главный урок, длящийся 2 часа без перерыва. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания.
2. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. С первого класса дети изучают два иностранных языка, приобретая опыт проникновения в мир души другого народа. Обучение иностранному языку начинается так же, как и своему родному в первые годы жизни - с самых простых слов, с детских стихов, песенок, игр.
3. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. На уроках художественного труда дети знакомятся с различными ремеслами и технологиями. Постепенно ремесло превращается в свободное художественное творчество. Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию.
4. В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким- то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха). К праздникам заранее готовятся: учат песни и стихи, ставят спектакли, делают костюмы, готовят подарки друг другу и родителям. В младших классах поздней осенью устраивается праздник фонариков.
5. В конце каждой учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи (в том числе по-немецки и по-английски), поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.
6. В вестибюле перед актовым залом устраивают выставку самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в прошедшей четверти.
7. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
8. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.
Подробно здесь: http://www.rudolf-steiner.ru/50000381/1599.html.
Отвечает ли вальдорфская школа современным требованиям времени? Какие еще разумные альтернативы традиционной образовательной модели могут быть применимы к нашим условиям? Альтернативное образование так ли альтернативно?..
Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.
По-моему очень похоже.
Однако Монтессори всё же для младшего возраста.
По-моему в наших школах скоро не будет учителей, которые смогут проводить 2 часа в день главный урок, да еще и в течение 8 лет))).
Опыт обучение по вальдорфской системе в Казахстане: "Почему родители не хотят, чтобы их дети учились в государственных школах", https://vlast.kz/obsshestvo/pochemu_roditeli_ne_hotjat_chtoby_ih_deti_uchilis_v_gosudarstvennyh_shkolah-9216.html