« Учитель и ученик растут вместе»
Конфуций
Повышение исследовательской культуры учащихся в школе важно для развития творческих и аналитических способностей учащихся. Исследовательская деятельность – активная форма образования имеющая созидательный характер и развивающая творческие способности детей. Исследовательская деятельность учащихся – эффективная образовательная технология, отвечающая задачам развития творческих способностей, увеличения социальной, профессиональной, личностной успешности различных контингентов учащихся и разных возрастов, что обеспечивает повышение качества образования в соответствии с задачами модернизации казахстанского образования.
Исследовательская деятельность предполагает формирование у учащихся практических умений проведения научного исследования:
- работы с научной литературой;
- разработки гипотезы исследования;
- формулирование идей;
- разработки программы исследования;
- организация практической работы по теме;
- обработка и оформление результатов исследования;
- презентация результатов;
Важнейшее условие успешности научного исследования – правильный выбор темы. Под темой научно – исследовательской работы принято понимать то главное, о чем в ней говорится. Главное условие исследовательской работы – новизна и актуальность. Исследовательская работа нацелена на поиск новых фактов взаимосвязей и закономерностей в определении области научного знания. Для проведения исследования нужно выбрать объект или предмет. Объект исследования – процесс или явление для изучения. Для успешной работы необходимо осознавать цели и задачи. Любая деятельность начинается с постановки цели и определения задач, которые должны быть реализованы для достижения поставленных задач. После выбора темы, определения объекта, предмета, цели и задач исследования составляется план исследования. Важнейший этап в процессе исследования изучение научных источников.
Научно – исследовательское творчество учащихся включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов.
Научное исследование – это процесс выработки новых знаний, направленных на изучение и объяснение закономерностей явлений объективного мира.
Основой успеха исследовательской деятельности является внутренняя мотивация у самого школьника и его учителя. Научить исследовательской деятельности может только такой учитель, который сам занимается научно – исследовательской работой.
« Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки», - писал Альберт Эйнштейн.