kz ru en

Авторизация


Рефлексивная деятельность в начальной школе

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

 

1)      физическую (успел – не успел);

 

2)      сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

 

3)      интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

 

4)      духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

 

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

 

   Таким образом, рефлексия может:

 

1)      выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

 

2)      отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

 

3)      быть средством самопознания.  

14
15

Комментарии (14)

Зинькив Елена,
Преподаватель

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…Мне больше всего удалось…А особенно удалось…Что я получил от этого дня (урока, праздника)?За что ты можешь себя похвалить?За что ты можешь похвалить одноклассников?За что ты можешь похвалить учит6еля?Что думал?Что чувствовал?Что приобрел?Что меня удивило?Как строил отношения?Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?Для меня было открытием то, что…Что, на ваш, взгляд удалось?Что, на ваш, взгляд  не удалось? Почему? Что учесть на будущее?Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).Зачем нам был нужен этот урок?Отследите состояние своей души.Мои достижения на уроке…Сегодня на уроке я научился…Мне было интересно..Мне было трудно…Я понял, что…Я почувствовал, что…Больше всего мне понравилось…Урок  навёл меня на размышления...(заставил задуматься)Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…Я выбирал эти задания на уроке, потому что:-они мне нравятся,-они легче остальных,-затрудняюсь ответить.

Зинькив Елена,
Преподаватель

2.      Рисуем настроение.
-Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно  объяснить словами.- Красками на мокром листе нарисовать своё настроение.- На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).           Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;синий – грустное настроение, пассивность, усталость;зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);жёлтый – приятное, спокойное настроение;фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;серый – замкнутость, огорчение;чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Зинькив Елена,
Преподаватель

«Дерево творчества»По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло  полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.

Зинькив Елена,
Преподаватель

«Огонёк общения» Дети в кругу, обнявшись за плечи, поговаривают то, что было самым интересным. Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:-сегодня меня порадовало…-сегодня меня огорчило…Ребёнок дарит медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно.Например,   голубой – самому вежливому в общении;  зелёный – самому покладистому (уступчивому);  оранжевый – самому скромному.   У кого получился самый большой букетик?  Как вы думаете, почему?

Зинькив Елена,
Преподаватель

«Светофор»Дети сигналят карточками:  Зелёной – побольше таких дел, поучительно, Жёлтой – понравилось, но не всё,  интересно,Красной – дело не понравилось,   скучно.

Зинькив Елена,
Преподаватель

«Мишень настроения»
День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация. В конце педели вся мишень «прострелена».

Зинькив Елена,
Преподаватель

«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).

Зинькив Елена,
Преподаватель

«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Фаст Валерия,
Учащийся

рефлексия урока очень важна .Мы подводим итоги нашего урока и оцениваем проделанную работу . Благодаря этому мы осознаем свои минусы и плюсы. Это помогает нам понять ,где надо доработать .

Дорченко Светлана,
Преподаватель

Самоанализ или рефлексия, в принципе, это одно и тоже. Надо учить детей анализировать свои действия, поступки, успех и неудачу. Тогда мы получим положительный результат.

Шишова Амаль,
Учащийся

Рефлексия учит нас рассуждать, лучше понимать себя

Байберликова Дамелия,
Учащийся

Мне больше нравится эмоциональная рефлексия. 

Нейзер Марк,
Учащийся

Нравится, когда есть готовые вопросы и на них нужно отвечать. Рассуждая, лучше себя понимаешь, почему успел или не успел, что вызвало затруднение.

Лытнева Елена,
Преподаватель

УДИВИТЕЛЬНО,НО ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ВОПРОС РЕФЛЕКСИИ, ТО МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНУЮ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ, УЧАЩИЕСЯ ВЫХОДЯТ НА ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ПУТИ  ИХ РЕШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, А УЧИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ КОНКРЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ УРОКА.Например, вопрос :"Как критерии оценивания повлияли на ваше желание учиться".  Ответы 

 " Наше мнение выслушали, и мне захотелось учиться", "Критерии помогли мне узнать то что я не знаю ", "Критерии повысили желание узнать новое"
Ответы были настолько конкретные ,что у меня повысилась мотивация.