kz ru en

Авторизация


Стратегии критического мышления

Использование в процессе обучения стратегий критического мышления дает хорошие результаты. Они позволяют активизировать психические процессы шккольников (внимание, память, восприятие...), активно развивают логические операции мышления. Я думаю, что арсенал таких стратегий огромен, но на уроках чаще всего применяют околи десяти наиболее известных (INSERT, таблицы ЗУХ, Жигсо...). На НПК в прошлом году один учитель сказал, что сейчас выпущен сборник "150 стратегий КМ". Кто знает, где можно подробнее познакомится с этим материалом? Если есть информация, поделитесь, пожалуйста!

26
16

Комментарии (26)

Чернушенко Наталья,
Пользователь

Известный прием, его можно использовать на любом этапе урока, в любом классе. Легко изменяется в зависимости от целей и задач, которые ставит учитель.

http://pedsovet.su/metodika/priemy/6028_logicheskaya_cepochka

Чернушенко Наталья,
Пользователь

Прием "Корзина идей". http://pedsovet.su/metodika/priemy/6009_priem_korzina_idey_na_uroke

Прием "Синквейн" http://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767
Прием "Фишбоун" http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714


Чернушенко Наталья,
Пользователь

Комментирую свой блог только я, но не буду отчаиваться, может кому-то он будет интересен. Нашла несколько простых стратегий, которые можно использовать на литературе, познании мира. Первый - "Создание викторины" использую довольно часто и ребятам он очень нравится. А вот Чтение - суммирование в парах" попробую на следующей неделе.

«Создание викторины»Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.Прием «Чтение – суммирование в парах»Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей  теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали.«Работа с вопросником». Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.



Букина Инна,
Пользователь

В старших классах развиваю КМ учащихся через чтение и письмо.Предлагаю этапы работы для создания письменной работы (эссе, сочинение, сообщение и др)

Письмо.

Технологическая карта.
Вызов – инвентаризация.
Осмысление – составление чернового варианта, правка.
Рефлексия – редактирование, написание чистового варианта.
Необходимый комментарий.
Навыки письменной речи играют важную роль для развития критического мышления, потому что они позволяют рассмотреть со всех сторон образ героя произведения, осмыслить не до конца сформулированные для себя понятия и явления.
При создании письменных текстов автор должен пройти три этапа:
1.Инвентаризация. Это работа по сбору информации и, так называемое, «собирание мыслей».
2.Составление чернового текста или использование приема «Свободное письмо», суть его заключается в записи без остановки мыслей, пришедших в голову по проблеме письменной работы, не придавая значения правильности правописания, речевым ошибкам.
3.Правка – это доработка текста, стремление четко и грамотно выразить свои мысли, соотнести форму и содержание.
4.Редактирование. На этом этапе работы могут быть добавлены целые абзацы либо исключены таковые.

Букина Инна,
Пользователь

Дискуссия.
Технологическая карта.
Вызов – «толстые и тонкие» вопросы.
Осмысление – перекрестная дискуссия.
Рефлексия – написание эссе.
Необходимый комментарий.
Научить ребят думать над прочитанным материалом, понимать произведение помогает прием «Толстые и тонкие вопросы».
«Толстые» вопросы предполагают привлечение дополнительных знаний, умение анализировать и размышлять, а «тонкие» требуют односложного ответа.Когда вопрос сформулирован и записан, каждый ученик обдумывает ответ и записывает его в тетрадь. Это позволяет вовлечь в работу всех учащихся.
После этого может начаться «Перекрестная дискуссия». Данный вид деятельности помогает понять и использовать разные приемы аргументации, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить как к собственной позиции, так и к чужой.
Технология перекрестной дискуссии:
Формулировка проблемного вопроса, не имеющего однозначного ответа, он пишется посредине страницы в тетради, составляется схема для дискуссии:
аргументы за аргументы против
Каждый участник дискуссии внимательно изучает аргументы товарищей, отвечает на их вопросы, делает вывод: - Да, потому что…
- Нет, потому что…
Такой вид работы создает условия для предупреждения однозначного толкования событий и поступков героев произведения.
В конце урока учащиеся пишут эссе о прочитанном произведении, еще раз делятся своими мыслями о поведении героев, дают оценку характерам и обстоятельствам.

Чернушенко Наталья,
Пользователь

Мои третьеклассники очень любят стратегию "Тонкие и толстые вопросы". Они с удовольствием их составляют, а затем задают друг другу. Если кому то не удается задать свой вопрос, то огорчаются. Готовы и на перемене работать!

Букина Инна,
Пользователь

Взаимообучение.
Технологическая карта.
Вызов – игра «Верю – не верю» или «Верные и неверные утверждения».
Осмысление – стратегия «Зигзаг».
Рефлексия – сводная сравнительная таблица.
Необходимый комментарий.
Игра «Верю – не верю» хороша при изучении биографии литератора.
Учитель предлагает детям несколько утверждений по еще не изученной теме, ученики должны выбрать ответы, обосновав свое мнение. После знакомства с жизнью и творчеством писателя или поэта возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, исходя из уже полученных знаний.
Смысл стратегии «Зигзаг» в упрощенном варианте заключается в распределении между группами больших по объему текстов, но объединенных одной темой. Затем ребята планируют способы преподнесения материала для всех учеников, после презентации своей работы ученики проверяют, как их товарищи поняли текст. Задача команды разобраться во всей теме целиком.
На стадии рефлексии ученики составляют сравнительную характеристику главных персонажей произведения.

Чернушенко Наталья,
Пользователь

На уроках я использую стратегию "Жигсо". Но всегда испытываю нехватку времени. Для этих стратегий требуются спаренные уроки, а в начальной школе их, увы, нет!!! Хочется отметить, что эта стратегия дает хороший обучающий эффект!

Букина Инна,
Пользователь

мне тоже нравится ЖИГСО. Действительно времени не хватает, приходится задания сокращать. Работают все ученики 100%, каждый в меру своих возможностей.

Букина Инна,
Пользователь

Работа с информационным текстом.
Технологическая карта.
Вызов – составление кластера.
Осмысление – инсерт (маркировка).
Рефлексия – возвращение к кластеру.
Необходимый комментарий.
Кластеры или грозди – это графические систематизаторы, показывающие различные типы связи между объектами, явлениями, предметами.
В центре листа пишется слово или тема, или проблема. Далее вокруг, как грозди, записываются слова, пришедшие на ум в связи с этим центральным словом, темой.
Прием «Инсерт» или маркировка, когда учащиеся делают пометки карандашом по тексту: «v» - это уже известно,«-» - противоречит представлениям читающего, «+» - новое, «?» - узнать подробнее, есть вопросы.
Привыкнув читать произведение «по диагонали», ученики не всегда вдумываются в содержание, данный прием подразумевает использование целого спектра мыслительных операций. Учащийся не только запомнит текст, но и сформирует собственную точку зрения на информацию, содержащуюся в произведении.
Возвращение к кластеру, составленному в начале урока, предполагает дополнение его новыми подробностями, мыслями по поводу основной темы занятия.

Букина Инна,
Пользователь

Работа с художественным текстом.
Технологическая карта.
Вызов – выдвижение версий, связанных с развитием сюжета.
Осмысление – сопоставление версии с новым фрагментом текста (Прием «Чтение с остановками»).
Рефлексия – выдвижение новой версии развития сюжета (Прием «Синквейн»).
Необходимый комментарий.

Букина Инна,
Пользователь

http://ped-kopilka.ru/blogs/tamara-vasilevna-enina/inovaci-v-sisteme-obrazovanija-tehnologija-razvitie-kriticheskogo-myshlenija-cherez-chtenie-i-pismo.html

Букина Инна,
Пользователь

Частенько пользуюсь сайтом http://kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm

Букина Инна,
Пользователь

игровые технологии с целью развития КМ http://worldofteacher.com/2398-917.html

Чернушенко Наталья,
Пользователь

Инна, спасибо за ссылки! Я тоже на уроки ищу задания на сайте "корни" и "игровые приемы" http://www.openlesson.ru/?page_id=200

Букина Инна,
Пользователь

Наталья, последняя Ваша ссылка была у меня в закладках в прошлом учебном году, некоторые приемы использовала в работе, но почему-то они у меня не прижились. надо еще раз полистать. Вообще сайт замечательный, упражнения на любой вкус- и для уроков, и для внеклассных занятий.

Чернушенко Наталья,
Пользователь

Инна, а мне кажется, что не обязательно, чтобы приживалось все. Каждый выбирает то, что ему удобно в работе и дает максимальный эффект. Я например, не очень люблю "Чтение с остановками". Пробовала его в разных своих наборах (с 2000 года, когда прошла курсы "развитие критического мышления через чтение и письмо"), но никак не идет. Думаю, что мое отношение к этой стратегии ребята быстро "считывают" и относятся к ней с прохладцей.

Чернушенко Наталья,
Пользователь

Инна, я была в мае прошлого года на конференции в 95 гимназии. Там учительница говорила, что на курсах третьего уровня им давали электронный вариант книги "100 стратегий критического мышления" или что-то подобное. Я просила ее выслать этот материал на эл. почту (т.к. у нее с собой не было), но, увы, она или забыла, или не захотела делиться материалом. Может у Вас есть что-то подобное?

Букина Инна,
Пользователь

http://skepdic.ru/wp-content/uploads/2013/05/Diane-Halpern_-_Psixologiya-kriticheskogo-myshleniya_Skepdic.ru_.pdf    могу предложить вот эту книгу, интересная на мой взгляд. А сборник со стратегиями пыталась искать еще тогда, когда Вы написали в блоге о его существовании в первый раз, но тщетно :(. Тоже бы не прочь ознакомиться с ним...

Чернушенко Наталья,
Пользователь

Спасибо за ссылку! 

Цемох Светлана,
Преподаватель

Я согласна с тем , что пользуешься тем ,что нравится самой.

Цемох Светлана,
Преподаватель

Чтение с пометой. Пользуюсь на рус. литературе.

Темирова Айнаш,
Преподаватель

Спасибо за информацию.

Чернушенко Наталья,
Пользователь

Чтение с пометами я начинаю с ребятами с первого класса. Очень эффективная стратегия! Работает просто отлично. Я использую ее на познании мира и литературном чтении. А разные графические органайзеры можно использовать практически на любом уроке. Кластеры, таблицы, СВОТ-анализ и т.п.

Букина Инна,
Пользователь

Главное, подобрать эффективную стратегию в зависимости от способностей и возможностей класса. Тогда и ученикам , и учителю будет в радость работа на уроке.



Чернушенко Наталья,
Пользователь

Согласна с Вами, стратегии должны быть удобны для учеников и учителя.