kz ru en

Авторизация


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности. Поэтому перед учителем стоит задача – поиск деятельностных технологий, способствующих развитию учебных и социальных компетентностей учащихся. Таким действенным методом является кейс – технология, которая нацелена на личностно – ориентированное деятельностное обучение, способствует повышению качества преподавания.

Используя кейс - технологию, преследуем следующие цели:

1. «Погружение в историю», в ходе которого ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки);

2. Способствуем тому, чтобы учащиеся пришли к выводу, что из любой ситуации существует много выходов, и определили, от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность детей за выбор;

3. Развитие компетентностей учащихся.

На развитие функциональной грамотности большое влияние оказывает один из методов кейс – технологии - метод ситуационного упражнения (задачи). Суть его заключается в том, что ученику предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи:

1. В тексте задания уже дается готовая информация и задача ученика - её анализ.

2. Для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение учащихся работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.

Данные задания способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного исторического лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций.

Возможны следующие блоки ситуационных заданий по истории:

А. По субъекту анализа - задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий, или на позицию современного человека.

Б. По источнику анализа - задания на основе анализа произведений живописи и задания на основе анализа документа.

Опираясь на данные рекомендации, был создан сборник «Ситуационные задания по истории Казахстана в средние века» для 7 класса.

На всех предметах учащиеся так или иначе пользуются примерно одним и тем же набором интеллектуальных операций: они распознают и сравнивают факты и явления, отбирают данные согласно определенным критериям, классифицируют, формулируют обобщения. Именно с такой позиции и рассматриваются ситуационные задачи, так как это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

В «Ситуационных заданиях по истории Казахстана в средние века» упражнения сгруппированы по блокам:

А. По субъекту анализа:

1. Задания, опирающиеся на позицию современника исторических событий;

2. Задания, опирающиеся на позицию современного человека.

Б. По источнику анализа:

1. Задания на основе анализа произведений живописи;

2. Задания на основе анализа документа.

Например, задание на основе анализа документа:

«Когда Абулхаир одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дешт-и Кыпчака, некоторые из потомков Джучи-хана, например Керей-хан (так в тексте), и Жаныбек-хан… вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной (от предков) страны, они вступили на дорогу, ведущую на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан».

/Средневековый автор Махмуд ибн Вали/ [2, с. 21].

Вопросы и задания

1. Каких исторических деятелей упоминает автор? Поясните, кто они.

2. О каких событиях рассказывается в документе?

3. С какой целью Керей и Жаныбек отправились в Могулистан?

4. Как встретил их правитель Могулистана? Почему?

5. В чем историческое значение предпринятых действий султанов?

6. Можно ли считать данные события закономерным процессом? Почему?

Задания, основывающиеся на позиции субъекта истории (исторического лица, современника событий):

«Представьте встречу хана Берке, правителя Золотой Орды, с султаном Египта Бейбарысом, который стал четвертым султаном Мамлюкского государства. Что общего могло быть между ними? Какие проблемы они могли совместно обсудить? Были ли темы, по которым мнения их не сошлись?»

Задания, опирающиеся на позицию современного человека:

«Эмир Тимур (Тамерлан) – сын своего времени, фигура глубоко противоречивая. В составленных под его непосредственным руководством «Уложениях Тимура» он показал себя мыслящим государственным деятелем, дал смелую и точную оценку социально-общественному положению того времени. О его смелости, храбрости писал сирийский историк Ибн Арабшах. Дайте оценку деятельности эмира Тимура с позиции нашей современности. Используй в своем ответе ПОПС- формулу:

П — позиция (в чем заключается ваша точка зрения) —я считаю, что...

О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — потому что...

П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) —например, ...

С — следовательно (вывод: что надо сделать или призыв к признанию вашей позиции) — поэтому следует…

Задания на основе анализа произведений живописи.

Например, учащимся предлагается репродукция картины художника Кастеева Абильхана «Джайляу».

Задание: Жайляу – это лугопастбищные угодья, богатые растительностью, располагавшиеся между полынными степями и высокими горами, с источниками чистой воды и прохладным воздухом.

Какие события происходили во время жайляу? Как художник отобразил особенности летнего выпаса?

Специфика ситуационной задачи в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный и интегративный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе.

Литература:

1. Садыков Т. С., Толеубаев А. Т. и др. История древнего Казахстана: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – Алматы, Атамура, 2011.

2. История Казахстана: Хрестоматия. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных школ. – Алматы: Мектеп, 2004.

3. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Летопись трех тысячелетий – Алматы, Рауан, 1992.

4. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. - Алматы, Рауан, 1997

5. Савинова О.В. Использование кейсовой технологии в практике преподавания. – М.: Новая школа, 2005.

Автор Ловчинская Т.З.

1
10

Комментарии (1)

Васильченко Наталья,
Преподаватель

Коллеги, может кому-то пригодится по работе с ситуационными задачами.

Памятка для учащихся, решающих ситуационные задачи по истории 1. Внимательно прочти условие задачи и задания к ней. 2. Начни обдумывать данные в тексте условия и определи, что они дают для ответа на вопрос. 3. Если в условии текста задачи не хватает данных для решения, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению. 4. Свое решение обязательно докажи. Если из условия задачи следует несколько выводов, каждый из них надо доказать. Проверь, готов ли ты ясно и убедительно изложить доказательство. 5. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к условию задачи? 6. Еще раз проверь, нет ли в условии задачи данных, противоречащих твоему решению. Все ли данные ты тобой учтены? 7. Проверь, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи тобой сделаны и доказаны? Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?