kz ru en

Авторизация


Лучше научить человека ловить рыбу, нежели один раз накормить его

Так ли просто  развить критическое мышление? Может ли учитель, неумеющий сам мыслить критически, научить этому своих учеников? Чем критическое мышление отличается от креативного? Какие приемы лучше всего способствуют развитию КМ на уроках? Коллеги, в каком возрасте реально достичь критического мышления?

15
14

Комментарии (15)

Букина Инна,
Пользователь
Зинькив Елена,
Преподаватель

Вспоминается анекдот про профессора, который в очередной раз, объясняя задачу, говорит про "тупых" студентов, что он сам уже понял, а они еще нет. Возможно, при объяснении другим ( при чем, чем больше будет различных типов мышления, тем лучше) и развивается критическое мышление. 

Детям задаю часто вопрос: почему? Ответил неправильно - почему? Ответил правильно-почему? У детей происходит "взрыв мозга")))

Зинькив Елена,
Преподаватель

Лучше научить человека ловить рыбу, нежели один раз накормить его

Эти слова приемлемы и в жизни, и в школе. Покажите способ и человек сможет многое сделать

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Чем критическое мышление отличается от креативного?
Спасибо за вопрос, Инна. Меня зацепил именно он) Я задумалась, в самом деле, отличаются ли они, эти два типа мышления? Или одно является основой для другого? Или это составляющие одного целого?Мне думается, что креативность-это высшая форма проявления критического мышления. Ведь для того, чтобы проявилась креативность, нужна работа критической мысли, независимость и свобода суждений. 

Букина Инна,
Пользователь

Данагуль, я соглашусь с Вами. Креативное мышление зависит от критического. Хотя...наверное, они взаимозависимы. Способность проявлять креативность зависит от способности мыслить критически. Без хорошо развитого критического мышления креативная личность не смогла бы оценить и выбрать только одну идею из разнообразных. В свою очередь, каждый этап креативной деятельности позволяет развивать навыки критического мышления,предоставляет возможность что-то пробовать.

Букина Инна,
Пользователь

Развитие творческого мышления.
Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно предложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к “ухудшению” потенциально плодотворных мыслей, а с другой – к постоянному чувству неудовлетворенности. Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода). Дайте себе побольше времени на размышления. Некоторые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разговаривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Несколько советов по развитию креативности: Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи. Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди. Старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями. Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути. Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения. Ищите объяснения странных и непонятных вещей. Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей. Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы. Чтобы выдать “на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма. При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.

Букина Инна,
Пользователь

Коллеги, с какими трудностями Вы сталкиваетесь, развивая у школьников критическое мышление?

Ефимик Марина,
Преподаватель

Работая с ребятами, над составлением кластеров по теме, замечаю, что они составляют довольно простенькие. А когда вместе начинаем копать глубже, выясняем, Как много мы знаем!! И понимаем, что данный прием позволяет систематизировать весь материал!

Букина Инна,
Пользователь

Заметила, что особенно в начальных классах детям нравится этот прием КМ.

Букина Инна,
Пользователь

http://skepdic.ru/wp-content/uploads/2013/05/Diane-Halpern_-_Psixologiya-kriticheskogo-myshleniya_Skepdic.ru_.pdf Психология критического мышления

Букина Инна,
Пользователь

http://s-kalinin.blogspot.ru/2013/11/blog-post_16.html   Инструменты критического мышления

Букина Инна,
Пользователь

http://wiki.nios.ru/images/4/44/Trening_KM_06.12.2011.pdf приемы формирования КМ

Букина Инна,
Пользователь

https://sites.google.com/site/speakingenglishdegtyareva/classroom-news ТРКМ на уроках английского языка

Цемох Светлана,
Преподаватель

КМ на уроках русского языка просится само.

Букина Инна,
Пользователь

Я думаю, на всех уроках гуманитарного направления КМ очень даже уместно :)