Так ли просто развить критическое мышление? Может ли учитель, неумеющий сам мыслить критически, научить этому своих учеников? Чем критическое мышление отличается от креативного? Какие приемы лучше всего способствуют развитию КМ на уроках? Коллеги, в каком возрасте реально достичь критического мышления?
"Стратегии критического мышления"
Вспоминается анекдот про профессора, который в очередной раз, объясняя задачу, говорит про "тупых" студентов, что он сам уже понял, а они еще нет. Возможно, при объяснении другим ( при чем, чем больше будет различных типов мышления, тем лучше) и развивается критическое мышление.
Лучше научить человека ловить рыбу, нежели один раз накормить его
Данагуль, я соглашусь с Вами. Креативное мышление зависит от критического. Хотя...наверное, они взаимозависимы. Способность проявлять креативность зависит от способности мыслить критически. Без хорошо развитого критического мышления креативная личность не смогла бы оценить и выбрать только одну идею из разнообразных. В свою очередь, каждый этап креативной деятельности позволяет развивать навыки критического мышления,предоставляет возможность что-то пробовать.
Развитие творческого мышления.
Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно предложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к “ухудшению” потенциально плодотворных мыслей, а с другой – к постоянному чувству неудовлетворенности. Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода). Дайте себе побольше времени на размышления. Некоторые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разговаривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Несколько советов по развитию креативности: Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи. Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди. Старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями. Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути. Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения. Ищите объяснения странных и непонятных вещей. Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей. Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы. Чтобы выдать “на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма. При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.
Коллеги, с какими трудностями Вы сталкиваетесь, развивая у школьников критическое мышление?
Работая с ребятами, над составлением кластеров по теме, замечаю, что они составляют довольно простенькие. А когда вместе начинаем копать глубже, выясняем, Как много мы знаем!! И понимаем, что данный прием позволяет систематизировать весь материал!
Заметила, что особенно в начальных классах детям нравится этот прием КМ.
http://skepdic.ru/wp-content/uploads/2013/05/Diane-Halpern_-_Psixologiya-kriticheskogo-myshleniya_Skepdic.ru_.pdf Психология критического мышления
http://s-kalinin.blogspot.ru/2013/11/blog-post_16.html Инструменты критического мышления
http://wiki.nios.ru/images/4/44/Trening_KM_06.12.2011.pdf приемы формирования КМ
https://sites.google.com/site/speakingenglishdegtyareva/classroom-news ТРКМ на уроках английского языка
КМ на уроках русского языка просится само.
Я думаю, на всех уроках гуманитарного направления КМ очень даже уместно :)