В нашей школе уже второй год в практику учителей внедряется подход Lesson Study. Проблем пока хватает (думаю, как и у всех), но мы работаем над их решением. Для меня, как для руководителя одной из исследовательских групп, главной трудностью является привлечение коллег, не прошедших курсы, непосредственно к проведению запланированного урока. Учителя в целом готовы к сотрудничеству, охотно вызываются быть наблюдателями, вести протоколы заседаний группы, оказывать содействие в разработке урока, но добровольцев для проведения самого урока, как правило, нет. Коллеги почему-то не хотят или боятся быть в центре внимания. У них по-прежнему урок с применением подхода Lesson Study ассоциируется с открытым уроком. В прошлом учебном году для всего педколлектива был проведён коучинг на эту тему. Моя коллега, учитель первого уровня Москвичёва И.А. в доступной форме постаралась разъяснить отличия урока с применением подхода Lesson Study от открытого урока. Вроде, коллегам всё было понятно, но когда дело доходит до практики, они пасуют. Я постоянно твержу коллегам, что объектом наблюдения на уроке является не учитель, а ученики и то, как они реагируют на методы и приёмы, применяемые нами для достижения цели. Учителя улыбаются в ответ, понимающе кивают, но желания провести урок не изъявляют. Каждый раз мне, как лидеру, приходится быть примером и первый урок из цикла LS давать самой. Потом ненавязчиво, ухитряясь разными способами, слегка "надавливая", назначать "добровольца", который будет проводить следующий урок. Чтобы развеять страхи моих коллег и убедить их в том, что LS - это способ совершенствования педмастерства, а не миниспектакль (чем является большинство открытых уроков), провожу уроки для "неродных" детей. Например, недавно я провела урок казахского языка для всего класса, а не только для своей группы. Причём решение это приняла прямо перед уроком. И классный руководитель, и моя напарница были тому свидетелями. После урока, во время обсуждения они сами довели это до сведения остальных членов группы и высказали мнение по этому поводу: несмотря на то, что я даже не знаю детей из другой группы по именам, урок прошёл "живо". Надеюсь, что "лёд тронулся" и дальше будет легче.
Уважаемые коллеги, испытываете ли вы подобные трудности в работе и как с ними боретесь?
Доброй ночи) А подскажите, пожалуйста, как вы выбираете фокус для наблюдения и исследования? У наших учителей возникает именно эта проблема - определение с фокусом наблюдения!
В нашей школе работает три учителя первого уровня. В прошлом году у каждого из нас был свой план развития школы. Исходя из темы плана, мы выбирали соответственно и тему LS, а затем определяли фокус наблюдения. Короче, каждый "варился в собственном соку". В этом году мы объединили свои усилия и действуем по одному, совместно разработанному плану. Выявили проблему, общую для всей школы: низкий уровень учебной мотивации наших учащихся. Вот и работаем над его повышением путём применения стратегий критического мышления и ИКТ.
Самал Амиржановна, вижу по фото, что и родители присутствовали на исследовательском уроке. Это замечательно, что Вы привлекаете их для наблюдения за детьми. Как родители относятся к новым приемам оценивания? Кстати, стоит заметить, что детям младшего школьного возраста очень нравится стратегия "Светофор", с полной ответственностью относятся к оцениванию своих одноклассников :). Наша исследовательская группа тоже решила применить "Светофор" для оценивания процесса чтения.
Стараются ! Каждому хочется получить хорошую оценку от своих товарищей по классу.
Родителям урок понравился. Во всяком случае, они отметили, что им было очень интересно. Что же касается отношения детей к процессу оценивания, поддерживаю Ваше мнение о том, что ученики подходят с большой ответственностью к этому занятию. Во-первых, им нравится оценивать свою работу и работу товарищей; во-вторых, практически все ребята справедливы по отношению друг к другу; в-третьих, младшие школьники вполне аргументированно могут объяснить свою оценку.
У нас тоже возникают проблемы с проведением LS. Самал права, когда пишет, что учителя не могут отойти от стереотипа, что это открытый урок, на котором оцениваются профессиональные умения и навыки учителя. Очень понравилась Ваша мысль о том, чтобы объединить все планы развития и работать в одном ключе, решая конкретную проблему.