kz ru en

Авторизация


Подход Lesson Study - эффективный способ совершенствования педагогической практики

В нашей школе уже второй год в практику учителей внедряется подход Lesson Study. Проблем пока хватает (думаю, как и у всех), но мы работаем над их решением. Для меня, как для руководителя одной из исследовательских групп, главной трудностью является привлечение коллег, не прошедших курсы, непосредственно к проведению запланированного урока. Учителя в целом готовы к сотрудничеству, охотно вызываются быть наблюдателями, вести протоколы заседаний группы, оказывать содействие в разработке урока, но добровольцев для проведения самого урока, как правило, нет. Коллеги почему-то не хотят или боятся быть в центре внимания. У них по-прежнему урок с применением подхода Lesson Study ассоциируется с открытым уроком. В прошлом учебном году для всего педколлектива был проведён коучинг на эту тему. Моя коллега, учитель первого уровня Москвичёва И.А. в доступной форме постаралась разъяснить отличия урока с применением подхода Lesson Study от открытого урока. Вроде, коллегам всё было понятно, но когда дело доходит до практики, они пасуют. Я постоянно твержу коллегам, что объектом наблюдения на уроке является не учитель, а ученики и то, как они реагируют на методы и приёмы, применяемые нами для достижения цели. Учителя улыбаются в ответ, понимающе кивают, но желания провести урок не изъявляют. Каждый раз мне, как лидеру, приходится быть примером и первый урок из цикла LS давать самой. Потом ненавязчиво, ухитряясь разными способами, слегка "надавливая",  назначать "добровольца", который будет проводить следующий урок. Чтобы развеять страхи моих коллег и убедить их в том, что LS - это способ совершенствования педмастерства, а не миниспектакль (чем является большинство открытых уроков), провожу уроки для "неродных" детей. Например, недавно я провела урок казахского языка для всего класса, а не только для своей группы. Причём решение это приняла прямо перед уроком. И классный руководитель, и моя напарница были тому свидетелями. После урока, во время обсуждения они сами довели это до сведения остальных членов группы и высказали мнение по этому поводу: несмотря на то, что я даже не знаю детей из другой группы по именам, урок прошёл "живо". Надеюсь, что "лёд тронулся" и дальше будет легче.

Уважаемые коллеги, испытываете ли вы подобные трудности в работе и как с ними боретесь?

9
9

Комментарии (9)

Ефимик Марина,
Преподаватель

Доброй ночи) А подскажите, пожалуйста, как вы выбираете фокус для наблюдения и исследования? У наших учителей возникает именно эта проблема - определение с фокусом наблюдения!

Абдыкова Самал,
Преподаватель

В нашей школе работает три учителя первого уровня. В прошлом году у каждого из нас был свой план развития школы. Исходя из темы плана, мы выбирали соответственно и тему LS, а затем определяли фокус наблюдения. Короче, каждый "варился в собственном соку". В этом году мы объединили свои усилия и действуем по одному, совместно разработанному плану. Выявили проблему, общую для всей школы: низкий уровень учебной мотивации наших учащихся. Вот и работаем над его повышением путём применения стратегий критического мышления и ИКТ.

Абдыкова Самал,
Преподаватель


Абдыкова Самал,
Преподаватель


Абдыкова Самал,
Преподаватель


Абдыкова Самал,
Преподаватель


Букина Инна,
Пользователь

Самал Амиржановна, вижу по фото, что и родители присутствовали на исследовательском уроке. Это замечательно, что Вы привлекаете их для наблюдения за детьми. Как родители относятся к новым приемам оценивания? Кстати, стоит заметить, что детям младшего школьного возраста очень нравится стратегия "Светофор", с полной ответственностью относятся к оцениванию своих одноклассников :). Наша исследовательская группа тоже решила применить "Светофор" для оценивания процесса чтения.



Стараются ! Каждому хочется получить хорошую оценку от своих товарищей по классу.

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Родителям урок понравился. Во всяком случае, они отметили, что им было очень интересно. Что же касается отношения детей к процессу оценивания, поддерживаю Ваше мнение о том, что ученики подходят с большой ответственностью к этому занятию. Во-первых, им нравится оценивать свою работу и работу товарищей; во-вторых, практически все ребята справедливы по отношению друг к другу; в-третьих, младшие школьники вполне аргументированно могут объяснить свою оценку.

Чернушенко Наталья,
Пользователь

У нас тоже возникают проблемы с проведением LS. Самал права, когда пишет, что учителя не могут отойти от стереотипа, что это открытый урок, на котором оцениваются профессиональные умения и навыки учителя. Очень понравилась Ваша мысль о том, чтобы объединить все планы развития и работать в одном ключе, решая конкретную проблему.