kz ru en

Авторизация


Пятнадцать способов потери времени на уроке

Организация начала урока


1. Дети входят в кабинет по звонку. Данная ситуация, объясняемая учителями необходимостью проветривания кабинета, обеспечения безопасности школьников, подготовки кабинета к уроку и т.п., в действительности является прямым расточительством времени. Достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка, тем самым дать им возможность заранее подготовиться к уроку, чтобы сэкономить эти минуты.
2. Проверка отсутствующих. Мотивируя данное действие необходимостью отметить отсутствующих, для порядка или с целью организации им помощи по изучению пропущенного материала, учитель тратит время напрасно. Практика доказала эффективность «рапортичек» – списка отсутствующих, который ведёт староста класса. Перенести с него информацию можно во время самостоятельной работы класса. О порядке отработки пропущенного материала учитель может договориться с учащимися один раз в начале года (система консультаций, электронный дневник, информационно-образовательное пространство учителя, переписка по электронной почте и т.п.). Выяснить причины отсутствия – забота классного руководителя.
3. Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене и быть в числе общешкольных требований к дежурству. Заметим, что сохранность порядка в кабинете – показатель того, что деятельность детей на уроке учителем организована.
4. Выяснение причин опозданий никакой практической пользы для достижения задач урока не имеет. Кроме того, оправдываться – для школьника достаточно унизительно. Опоздавшим можно предложить внеочередную проверку знаний, индивидуальное учебное задание и т.п. Воспитательные же беседы проводятся на классных часах и переменах.
5. Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку не помогает им обрести необходимые знания. Отсутствие учебника, тетради, линейки может оперативно устранить учитель, а пробелы в содержании ликвидируются средствами, указанными в пункте 2.

Актуализация знаний


6. Гадание над журналом: «Кто пойдет к доске»? Откровенное издевательство над детьми и временем урока; показатель того, что учитель недостаточно качественно его спланировал. Задача данного этапа урока – не диагностика подготовленности конкретных обучающихся, а актуализация знаний и способов деятельности, которые будут необходимы на данном уроке.
7. Опрос по содержанию, которое не будет использоваться на текущем уроке, не работает на достижение его целей. В то же время сопутствующее повторение давно изученного материала повышает эффективность урока.
8. Вызов для ответа детей, не подготовленных к уроку или не умеющих хорошо говорить. Отвечать публично могут те, кто может. Призывать к публичному выступлению неподготовленного, плохо говорящего школьника – неэффективно. Ребёнок выставляется перед классом не с лучшей стороны, что влияет негативно не только на его самооценку, но и на отношение этого ученика к учителю и к предмету. Таким детям необходимо предоставить возможность ответить учителю «с глазу на глаз» (например, во время групповой работы класса) или предупредить его заранее о предстоящем выступлении перед классом по конкретному вопросу. Делать сообщение должны те, кого слушают. Только в таком случае содержание выступления будет работать на достижение целей урока.
9. Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы, для ответа на вопрос, предполагающий односложный ответ; выходить к доске, чтобы показать на карте, схеме, картинке один объект. Встать, сказать слово и сесть – это не гимнастика, это напряжение (нужно сидеть на краю стула, не двигать его по полу и т.п.), к тому же весьма расточительное по времени. Стоя произносятся небольшие монологи; выход к доске должен предусматривать задания, оправдывающие перемещения учащихся по классу и связанные с ними затраты времени, например, показ объекта с комментариями.

Изучение и закрепление нового учебного материала


10. Включение в содержание урока информации, отсутствующей в образовательной программе. Второстепенный материал поглощает время, необходимое для закрепления знаний и способов деятельности, составляющих обязательную часть образовательной программы. Весь интересный дополнительный материал может стать предметом изучения в рамках внеурочной деятельности
11. Любые действия учителя или обучающихся, которые не предваряются заданием и результат которых не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к организации учебной деятельности: задание – деятельность обучающихся – проверка результата выполнения.
12. Отсутствие чётких, конкретных инструкций к заданиям, которые не требуют самостоятельного составления алгоритмов их выполнения. Зачастую учитель просит обучающихся сделать вывод по итогам работы, но не объясняет, о чём должен быть этот вывод, что затрудняет и отдаляет во времени получение желаемого результата. Чем чётче сформулировано задание, тем меньше времени требуется на его выполнение и тем качественнее результат.
13. Экономия времени на качественную отработку обязательного содержания во имя 100%-ного выполнения плана урока приводит к пробелам в знаниях обучающихся, что потребует в дальнейшем дополнительных временных затрат на их ликвидацию. Рациональный выход – отработать пусть меньший, по сравнению с запланированным, объём программных знаний и способов деятельности, но сделать это качественно. Задачи, которые не удалось решить на данном уроке, будут решены на следующем. При этом их нельзя перекладывать на плечи учащихся, задавая не изученное на уроке на дом для самостоятельной проработки.
14. Запись в тетради информации, которая есть в учебнике. Если и записывать, то своими словами (так, как понял), с последующей проверкой и коррекцией. Гораздо более эффективны схемы, которые можно использовать в качестве зрительных опор при устных ответах.
15. Вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначенное на достижение задач урока. Заранее заготовленные графические формы, предназначенные для заполнения, позволяют значительно экономить время.


Автор: Евгений Ривкин
Источник: http://www.nojournal.ru/node/237
 

3
17

Комментарии (3)

Темирова Айнаш,
Преподаватель

По п.8 Нужно детей учить не только слушать, но и  дать возможность каждому уч-ся  публично выступить, ведь в социуме не будет возможности "с глаз на глаз" доказать свою точку зрения и т.д.

Чернушенко Наталья,
Пользователь

Я тоже считаю, что по 8 пункту автор немного погорячился. В школе ребята учатся говорить, доказывать свою точку зрения, приводить доводы и аргументы по теме выступления. Поэтому устные ответы важны для всех.

Не совсем согласна с пунктом 6 "Гадание над журналом". Ведь учитель не жертву ищет. Правильно, нежелательно тратить время урока на сканирование и  анализ страницы журнала. Эта проблема решается просто: проработай журнал до занятия и наметь тех учеников, которых вызываешь к доске.

Цемох Светлана,
Преподаватель

Научить  детей выражать свою точку зрения - это главное.