Родители очень часто видят себя в своих детях и зачастую критикуют их за те же ошибки и промахи, которые они когда-то делали сами. Свои нереализованные желания они пытаются реализовать в своих детях. Например, кому-то из родителей в подростковом возрасте не удалось преуспеть в каком-то занятии, поэтому он упорно настаивает на посещении ребёнком музыкальной, спортивной, танцевальной школы и т. д.
Не получилось у кого-то из родителей получить высшее образование по определенной специальности, которая в настоящее время (по их мнению) играла бы большую роль в экономическом положении семьи, — и они настойчиво профориентируют своих детей именно по этой специальности, выбирая даже место учебы. Либо, наоборот, всячески отговаривают или мешают заниматься тем, что нравится подростку. Почему-то у родителей складывается мнение, что проявление чрезмерной опеки поможет им уберечь своих детей от огорчений и неприятностей, даже если это означает, что ребенок никогда не сможет реализовать себя, доказать себе свои возможности. И поэтому подростки стараются как можно более эффективно противостоять родительскому давлению — отказываются от поручений, прогуливают школу, сутками сидят у компьютера, раздражаются на каждое обращение к ним, а порой игнорируют абсолютно все, что от них требуют родители. Однако существует категория родителей, которые не считают, что нужно особо опекать своих детей, например: «Не хочешь заниматься спортом — не ходи. Учишься на 3–4 — нормально, пойдет. Твоя жизнь, думай своей головой, тебе учиться дальше. Несмотря на это мы так же, как и все родители, любим тебя и переживаем за тебя». Казалось бы, по-своему очень разумный подход. Но многие подростки, имея таких родителей, очень сильно переживают из-за недостатка внимания, недостатка эмоциональной близости и думают, что родители о них совсем не заботятся, что они им безразличны, пытаясь привлечь их внимание, как правило, плохим поведением, депрессивными состояниями, отсутствием желания к какой бы то ни было деятельности в целом.
Ну и, конечно, сразу встает вопрос о различных категориях наказания и адекватности наказания сделанному проступку. Неадекватность в определенных случаях может только усугублять и так плохое поведение ребенка, «загоняя» его в замкнутый круг.
Известно, что никто не оказывает на ребенка такого влияния, как родители, личный пример, никакие родственные связи не являются такими законченными и совершенными, как связь с родителями. Подросток очень долго может обсуждать вопрос порой о чем-то пустяшном с отцом или мамой. Иногда все становится понятным, когда он слышит уставший тон отца или матери, хватает даже взгляда родителей, чтобы он понял и ушел в свою комнату. А он ждал их, возможно, хотел о чем-то поговорить, поделиться, услышать от родителей одобрение, знать и чувствовать, что он их волнует. Чего стоит для ребёнка услышать от родителей: «Ты молодец! Мы знали, что у тебя получится… Ничего, попробуем еще раз. Не огорчайся, мы поможем. Мы гордимся тобой! и т. д.». Сознают ли это родители, чего на самом деле стоят эти слова для ребенка…
Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=618566121632868&id=100004384572481&pnref=story
Автор: Любовь Захарова