Только на обучение учителей английскому языку нужно 108 млрд тенге
Несколько цифр про образование
В Казахстане где-то 7,5 тыс. школ, 335 тыс. учителей и 2,8 млн школьников. К слову сказать, в 1990 году было всего 248 тыс. педагогов на 3,1 млн учеников, а в 2002 - 279 тыс педагогов на 3,1 млн учеников. Но это второстепенно. Сколько из 335 тыс. учителей знает английский и казахский языки? Из 2,8 млн школьников, в сельской местности обучается 1,3 млн человек. Из 2,8 млн детей 1,8 млн человек обучается на казахском языке (половина в сельской местности).
Сейчас в Казахстане ежегодно тратится порядка 1,4 трлн тенге на образование.
Допустим, из 335 тыс. учителей нужно будет обеспечить знанием английского языка 30 процентов персонала. Это означает, что нужно обучить с нуля 100 тыс. учителей, причем до такого уровня, чтобы они могли не просто говорить, что столица Великобритании - это Лондон, а употреблять все имеющиеся специфические термины. Чтобы качество передачи знаний не упало, нужно, чтобы учителя такие могли думать на английском. Чтобы этого достичь, нужно чтобы такой учитель либо в среде года три пожил, либо обучился сам на английском, либо прошел полностью весь курс иностранного языка. Обучение просто в обычной школе английского языка составляет в районе 30 тыс. тенге в месяц. Чтобы пройти все уровни, нужно хотя бы года три непрерывно обучаться. На одного учителя стоимость такого обучения составит порядка 1080 тыс. тенге. Умножаем на 100 000 учителей и получаем 108 млрд тенге. Это только обучение. И не факт, что такое обучение даст эффект. Теперь - нужно все учебники перевести на английский язык или закупить иностранные. Если закупать иностранные, нужно будет всех учителей переучивать на иностранные языки. Далее нужно будет всем ученикам закупить новые учебники. В городе это может себе позволить какая-то часть населения, а для большинства сельского населения придется закупать. Это порядка 5-6 млн учебников. Даже если каждый учебник обойдется в 500 тенге, то это еще дополнительно около 3 млрд тенге. А еще это отвлечение от собственных дел, ведь такое обучение должно проходить в свободное время. И не каждый сможет: у кого-то собственные дети, кто-то живет далеко, у кого-то родители. И так далее.
Средняя заработная плата учителя составляет порядка 87 тыс. тенге. Это значит, на руки такой учитель получает порядка 70 тыс. тенге. Думаете, педагог с высшим образованием и знанием английского языка будет работать за 70 тыс. тенге? Естественно, чтобы стимулировать, придется поднимать заработную плату учителям. Насколько поднять, чтобы стимулировать? Думаю, минимум в два раза. А это еще миллиарды тенге.
И самое главное. Чего мы хотим? Чтобы школьник хорошо знал физику с математикой или математические термины на английском языке?
Поверьте мне, большинство учеников кроме терминов на английском ничего знать не будут.
Поэтому эта вся идея с трехъязычием выглядит как профанация. Она просто убьет напрочь последнее образование, что есть в стране.
А что лучше сделать? 1. По мне, так у нас в Казахстане нет необходимости, чтобы все знали английский язык. Например, ученик стал токарем или слесарем - он этот язык забудет через год после окончания школы. То же самое будет касаться 80-90 процентов учеников. Если мы хотим обучать на иностранном языке, то нужно делать это эволюционно, путем создания таких школ, как, например КТЛ (казахско-турецкие лицеи – Ред.). Детей туда брать на конкурсной основе и лучших обучать языку - именно тех, кто желает. Часть таких школ создать в виде интернатов, чтобы принимать и сельских детей. И постепенно расширять количество таких школ и лет так через 20 охват будет большой, но при этом мы не потеряем в качестве образования.
2. Высшее образование. Чтобы начать внедрять трехъязычие, нужно сначала научить тех, кто это трехъязычие будет внедрять. Поэтому нужно начинать не со школ, а с университетов. Первоначально нужно перевести подготовку педагогов на английский и казахский языки. И только после того, когда хотя бы курса три выпустится с новыми знаниями, начинать постепенное и планомерное внедрение трехъязычия в школах - и то, начинать по конкурсному принципу. А это примерно так лет через 10.
У нас как в той пословице: скажи попу богу молиться - он лоб расшибет.
А нашим бизнесменам я бы вместо петиции предложил открыть и взять на свое попечительство хотя бы 10-20 школ и полностью их оснастить и выделить деньги на доплату учителям, которые бы знали английский язык. Надо создавать такие школы вместо того, чтобы просто подписывать обращения.
Галим ХУСАИНОВ
http://ratel.kz/outlook/vnedrenie_sejchas_trehjazychija_eto_profanatsija_idei
Добрый день. Я с Вами полностью согласна.С 6 по 10 июня УМЦ спешно провел недельные курсы по анг.языку. Группы были собраны как попало, т.к. в них попали студенты, которые закончили университет уже с трехъязычием. Эффект нулевой. Переговорив с предметниками по анг.языку я выяснила, что преподавать, зная технический анг.язык, я смогу не раньше пяти лет и то, при усиленной подготовке.А как это сделать, когда я работаю в две смены? Я пришла в профессию по зову души, а теперь отбивают желание работать, т.к. у меня нет времени на творчество.
Может я кого-то норовлю обидеть, но всё-таки выскажу свое мнение по поводу курсов по английскому языку. Как можно за ПЯТЬ дней обучить ,к примеру, учителя биологии английскому языку и выдать ему сертификат, если в школе и в ВВУЗе он учил немецкий язык?! Этот учитель в будущем повод для насмешек учеников, которые в той или иной степени владеют английским! Ни словарный запас приобрести, ни произношение, ни грамматику, ни всё остальное за ПЯТЬ дней освоить нельзя!
Я тоже этого не понимаю. С иностранными языками сейчас картина выглядит так: ученик все чаще и чаще "превосходит" учителя в знаниях по языку. Потому что репетитор и есть практика при поездке за границу. А если предметник будет вести на иностранном языке? Есть специалисты, не спорю. Но разве в каждой школе они?