kz ru en

Авторизация


«Обновление содержания школьного образования. К чему это приведет?» Все права защищены. При использовании материалов BNews.kz в любых целях, кроме личных, гиперссылка на веб-сайт BNews.kz обязательна.

ШАМШИДИНОВА КУЛЯШ НОГАТАЕВНАПредседатель Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Образование, специальность: Казахский государственный университет им. С.М. Кирова (1979), Преподаватель химии

Трудовой стаж:

Председатель правления АО «Оркен»  (с 06.2009)

Вице-министр образования и науки Республики Казахстан (04.2007-10.2009);

Генеральный директор Национального научно-практического образовательно-оздоровительного центра «Бобек» (23.05.2005-04.2007);

Вице-министр образования и науки Республики Казахстан (02.2002-05.2005);

Заместитель акима города Талдыкоргана (1996-2002);

Директор средней школы № 18 города Талдыкоргана (1992-1996);

Заместитель директора Талды-Курганского областного института усовершенствования учителей (1991-1992);

Секретарь Талды-Курганского горкома партии (1988-1991);

Все права защищены.

При использовании материалов BNews.kz в любых целях, кроме личных, гиперссылка на веб-сайт BNews.kz обязательна.

При использовании материалов BNews.kz:

- в печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях - бумага, пленка и т.п., пользователь обязан в каждом случае указывать, что источником материалов является веб-сайт www.bnews.kz;

- в Интернете или иных формах использования в электронном виде, пользователь в каждом случае использования обязан размещать гиперссылку на главную страницу веб-сайта BNews.kz «www.bnews.kz».

Инструктор Талды-Курганского обкома партии (1987-1988);

Секретарь Кировского райкома, первый секретарь Гвардейского райкома, секретарь Талды-Курганского обкома ЛКСМК (1981-1987);

Учитель химии средней школы (1979-1981).

Прочие должности:

Председатель совета директоров АО «Центр международных программ» (2007-2009)

Выборные должности, депутатство:

Депутат Талдыкорганского областного маслихата (1994-1997) 

Государственные и международные награды, премии, почетные звания:

Орден «Парасат» (2014);

Орден «Курмет» (2008);

Медали

 

Ведущая. Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада приветствовать вас в режиме онлайн-конференции. Обновление содержания школьного образования. К чему это приведет, сегодня мы поговорим в рамках нашей студии. Позвольте представить вашему вниманию нашего гостя. Это председатель Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Шамшидинова Куляш Ногатаевна. Куляш Ногатаевна, добрый день! Ну, и мой первый вопрос. Скажите, какие факторы повлияли на необходимость обновления содержания нынешней системы образования?

К.Шамшидинова вообще, можно сгруппировать несколько группы ответа на этот вопрос. Первый вопрос – это вызовы времени. Второй – это те недостатки, которые имеет существующая система образования не только в Казахстане, во всем мире находятся в поиске. Третье можно привести результаты международного исследования, которые проводились в Казахстане. Это уже независимая оценка самой системы образования. Если смотреть первый вопрос, происходят очень большие изменения в мире. Изменения происходят очень быстро. Вот давайте только несколько из них я отмечу. Например, первый – иммиграция. Что такое иммиграция? Сегодня по данным ОСЭР 50 процентов населения планеты живет в городах. А говорят, к 50 году 70 процентов будут жить в городах. Иммиграция – это многовековое общество, многоязычие, культурное, много религиозные традиции. Много разные национальности и народы живут в одном месте. В результате человек должен быть готов жить в этой организации, в этом обществе. Для этого необходима коммуникация. Коммуникация – это язык. Коммуникация – это сегодняшние информационно коммуникационные системы, которые надо использовать для решения каких-либо профессиональных вопросов. Поэтому сама иммиграция уже создает определенные проблемы. Второй вопрос – связано с окружающей средой. В связи с тем, что очень много выброс идет парниковых газов, сегодняшний день увеличились циклоны, увеличились наводнения, бураны, тайфуны, стихийные бедствия. Это что? Это потом надо восстанавливать экономику, это надо восстанавливать жилье людям, это надо восстанавливать все инженерные сети, средства, которые надо было тратить на другие цели придется переделать и направлять в другое направление на то, чтобы убрать результаты стихийных бедствии. Это тоже создает свои проблемы. Значит, что надо делать? Как в этих условиях готовить нашу молодежь? Давайте посмотрим структуру семьи изменилась. Настолько близкая к нам. Например, появились очень много семей, или мама, или папа. К сожалению, сегодня молодые люди не стремятся быстро создавать семью. Появилось такое понятие, как гражданский брак. Там не чувствуешь ответственности, хочу живу, хочу уйду. А где ответственность перед семьей, перед выбранным человеком, перед детьми, которые появляются на свет в гражданских семьях? Это тоже вопрос. Но и устои семьи изменились. Порядок семьи изменился. Знаете, если мы раньше, например, утром завтракали, в обед обедали, вечером ужинали вместе, и как-то родители знали, как влиять своим детям, сегодня у нас, к сожалению, не получается в связи с работой. Кроме того, сегодня женщина – основная рабочая сила. И уже если она раньше тратила время на семью, времени меньше остается. Поэтому сегодня кто воспитывает детей? Кто эти вопросы будет решать? Безопасность давайте посмотрим. По данным ОСЭР последние 13 лет весь мир 54 процент увеличение теракта на себе почувствовали. Как быть? Что делать? Появился новый термин. И вот эти все вызовы задают вопросы перед системой образования. Для чего учить детей? Как учить детей? Как, чтобы они были готовы встретить эти вызовы, превратить их в потенциальные возможности для себя, для окружающих. Вот это первая группа вопросов. Вторая группа вопросов, какие недостатки сегодня есть? Если содержание образования, мы детям даем обработанную готовую информацию. Это в содержании. А во взаимоотношениях учитель-ученик – объектно-субъектное отношение. Значит, мы смотрим, мы учим ребенка. А сегодня говорят, мало учить. В оценивании мы оцениваем фактические знания. А нам бы надо еще посмотреть, умеет ли он применять полученные знания? Анализирует ли он ситуацию? А может ли он давать оценку ситуации? Вот пожалуйста, эти недостатки характерны не только для Казахстана. Уже третья рабочая группа комитета по образованию ОСЭР собиралась в Париже недавно. Всех этот вопрос волнует. А теперь давайте переходим к третьей группе вопросов. До начала встречи мы с вами говорили о математике на 1,5 года. Почему? Потому что мы сегодня если ниже второго уровня грамотности чтения, математическая грамотность, естественно научная грамотность, то дети уже относятся к группе функционально неграмотных людей. Значит, что такое функциональная неграмотность человека? Он только умеет читать, писать, говорить, а дальше он сам должен уметь его применять. По этим данным примерно от 48 до 50 процентов наши дети относятся к группе ниже второго уровня. А почему так? Мы проанализировали по тем, например, по математике примерно 33 процента вопросов, которые представлены детям, его просто на просто нет в программе начальной школы. В нашей системе нету действующим стандарте где-то около 23-27 процентов по естественным наукам тоже нету программе. Значит его надо заполнят. Во всем мире дети берут в начальной школе эти темы. А почему наши дети не могут? Видите, вот это уже результат. Мы проверяем, оцениваем фактологические знания, Пиза – оценивает применение знании. Вот оно и получается. Поэтому они говорят, наша содержания образования слишком теоретически. Это мнение результата обследования, проведенной ОСЭР-ом. Вот, если 3 группы посмотреть, что подвинула посмотреть, пересмотреть обновление содержания образования. И люди должны понимать, что это не только в Казахстане, это происходит во всем мире.

Ведущая. А какие навыки в первую очередь необходимо развивать в детях для того, чтобы они соответствовали тем вызовам, которые сегодня внешний мир им представляет?

К.Шамшидинова Вот знаете, что я хочу сказать? Во-первых, есть базовые навыки, которые необходимы для решения повседневных задач, которых встречает в жизни человек. Это читать, писать, математическая грамотность, это умение видеть окружающий мир. Это те навыки, которые нужны для того, чтобы решать те задачи, которые перед тобой стоят. Для того, чтобы решать более сложные задачи, более серьезные проблемы, необходимо теоретическое мышление. Это навыки более высокого порядка. Творческое мышление, умение работать в команде, умение работать в коллективе. Это те навыки более высокого порядка, которые нужны для решения более высоких требовании, более высоких задач. А для того, чтобы противостоять тем изменениям, о которых мы сегодня говорим, чтобы противостоять, чтобы найти себя в этом обществе, найти свое место работы необходимо развивать у детей любознательность, инициативность, творчество, ответственность, умение работать в команде, в коллективе. Вот поэтому мы сегодня говорим, есть базовые навыки, которые сегодня наша казахстанская школа хорошо дает. Теперь надо к этому добавить навыки более высокого порядка. Это творческое мышление, мышление с точки зрения критического мышления, и добавить личностные качества, которые мы говорили, любознательность, ответственность, инициативность. Вот тогда, наверное, мы как-то подготовим наших детей к взрослой жизни.

Ведущая. Казахстанское общество разделилось в вопросе внедрения трехъязычия. Одна сторона считает, что это отразиться на государственном языке, а другая часть считает, что наши дети и без того сильно загружены. Как повлияет программа трехъязычия на казахский язык, и на загруженность детей?

К.Шамшидинова Вот вы знаете, почему мы должны знать языки? Это компетенция человека, это коммуникация. Значит, мы должны знать языки для того, чтобы понимать других, и чтобы тебя другие понимали. Язык – это коммуникация. Это общение. Поэтому язык важен и нужен. Да, долгое время во многих школах стран, Казахстана, в основном иностранные языки добавлялись постепенно. За последние 10 лет, которые мы просмотрели и Азию, смотрели и Европу, и другие страны мира, страны, которые входят в состав ОСЭР, страны, которые по Пизе получают высокие результаты. У всех внедрение иностранного языка помолодело. Иностранный язык сейчас изучается с начальной школы с 5,6,7-лет. Поэтому есть очень хорошо в мире разработан до двухязычия. Трехязычие характерно не таким уж многим странам. Но это очень серьезный вопрос, который сегодня педагоги изучают и этим занимаются. Трехъязычие есть во многих странах, и над этим работаем. Здесь сказать однозначно, вот это мешает или это сдерживает, или помогает никто не может сказать. Потому что это есть процесс, который происходит в современном мире, и для того, чтобы понять его результаты, это нужно прожить определенное время. Но мы сегодня не можем не давать языки. Потому что завтра просто рынок труда изменится. Уже изменилось от взаимоотношения на рынке труда. Если раньше нужны были просто какие-то способности, или делай так, как я делаю, это все сейчас уходит на второй план. Сейчас уже на рынке труда требуют более высокого порядка навыки уметь анализировать, уметь давать оценку. Поэтому с этой позиции рынок труда завтра будет требовать знание языков. Вообще трехъязычие, когда рассматривается, в основе лежит казахский язык. Поэтому, почему люди обсуждают этот вопрос? Они все время говорят про английский язык, про другие языки, про казахский язык не говорят. Прежде всего мы пересмотрели в нашей Назарбаев интеллектуальной школе, затем работали с национальной академией образования имени Ы.Алтынсарина, как преподается казахский язык, как родной язык в школах с казахским языком обучения. И как государственный язык в школах с неказахским языком обучения. Поэтому здесь полностью пересмотрена программа самого казахского языка. Значит, развитие четырех видов речевой деятельности, самое главное, слушаю, говорю, потом читаю, пишу. Вот эти 4 вида мы должны развивать. И здесь мы предлагаем очень много материалов не просто литературный текст, а идентичные тексты, тексты публицистического характера, тексты научно популярного характера. Потому что все необходимо использовать возможности современных технологии, слушать, смотреть надо все возможности человека, которые работают на принятие. Этим надо работать. Но при разработке программы казахского языка есть свои проблемы, на котором могли бы помогать казахстанское общество, сообщество, наши журналисты, наши писатели, поэты могли бы. О чем идет речь? Нам нужны короткие тексты для первого класса, для второго класса, для третьего, для четвертого, для пятого, для шестого, для седьмого, для восьмого. Чем ребенок растет, тем программа усложняется. Поэтому я здесь хочу сказать, с любого предмета то, к чему до сих пор обучали, какие темы были, все осталось. Ничего никуда не делось. Изменился ожидаемый результат. Если раньше мы проверяли объем знании, теперь мы об умении анализировать, умении синтезировать, умении применять. Понимаете, с этой точки зрения все есть. И в казахском языке вот я недавно встречалась со специалистами, и задавала вопрос. Нам нужен лексический словарь. Вот ребенок заканчивает первый класс, он какой набор слов должен знать? Во втором, в третьем, в четвертом? Вот сейчас мы со специалистами над этим вопросом работаем, чтобы был определенный словарный запас у наших детей. И вот тогда специалисты говорят, да, мы находимся в Великом Шелковом пути. Поэтому здесь проходило множество языков. Казахский язык сам по себе, когда развивался, оно принимало слова из других языков. Язык как живой организм, который постоянно находится в работе, постоянно пополняется, понимаете? И мы очень хорошо понимаем, что казахский язык развивается только в Казахстане, и только мы на это несем ответственность. Поэтому именно с этой стороны, с этой позиции мы смотрим. Вот тогда сказали, самый главный вопрос – мы не должны терять порядок слов, когда составляется предложение. Вот на казахском языке сейчас скажем: Мен мектепке барамын. Барамын мен мектепке. Вы поняли, о чем я говорю. Во втором случае мы изменили порядок слов, и это второе предложение звучит как будто не казахскоязычный человек говорит. Понимаете? Вот именно с этой позиции мы прекрасно понимаем. Поэтому идет разговор к тому, что он может говорить, идет грамматика, идет письмо, идет чтение. Вот поэтому прежде всего вопрос идет об этом. Казахский язык с первого класса в полном объеме в каком он был полностью сохранен, и дальше она будет продолжаться. Я понимаю опасения наших родителей, что это будет возможно сложно. Мы задавали вопрос и другим разработчикам стандартов в других странах. Вообще сложность понятии в образовательной программе должно быть. Потому что все равно она постепенно усложняется. Возможность, когда и каким образом она дается? Поэтому разработчики как раз и ожидаемые результаты через спиральный подход. Если число в первом классе дается очень просто, постепенно он усложняется к 11 классу. Вот поэтому здесь я что хочу сказать? Да, если в мире изучают два языка во многих странах, мы изучаем три языка. Если в мире физкультура 2 часа в неделю, у нас 3 часа в неделю. Но в то же время надо сказать, что мы всего 34 недели учимся. А есть страны, где учатся 36, 38, 44 недель. Поэтому все дает свою нагрузку на распределение часов. Тем не менее на 34 недельный учебный год разработаны учебные программы начальных школ. А основная старшая школа находится в разработке и обсуждении с расчетом на 34 недели.

Ведущая. Можете рассказать о том, как будет происходить поэтапный переход к обновленной системе образования?

К.Шамшидинова Насколько план Министерства образования выглядит примерно вот таким образом. В этом учебном году, в 2016-2017 учебном году вступает первый класс. Все дети, которые пришли в первый класс, они уже сядут по обновлённой программе образования. В следующем году вступает второй класс, пятый и седьмой класс. А дальше уже по мере взросления детей будут идти. Для того, чтобы наши родители успокоились, правительство Министерства образования проводит очень большую работу, связанной с подготовкой кадров. Потому что та большая работа, которая была проведена за последние 5-10 лет, 10 лет Министерство над этим работает, наша организация 5 лет работает, теперь дельнейшее успешное внедрение в руках наших учителей. Поэтому разработан четкий график повышения квалификации учителей. В этом году уже около 7 тысяч учителей, кто будет работать в первых классах сейчас в настоящее время проходят курсовую подготовку по каждому предмету по системе оценивания. Поддержка учителя предусматривает 3 поля. Первый – это через курсы повышения квалификации. Есть недельный, двухнедельный, трехнедельный. Самые большие месячные курсы это для учителей языковых предметов. Казахский язык, русский язык, английский язык. Что касается второго поля, это приближение самой системы повышения квалификации в школе. Это что такое? Для каждой школы мы сейчас готовим тренеров по методике и технологии преподавания. Для каждой школы готовим заместителя директора школы по системе оценивания. Готовим для каждого района одного методиста по системе повышения квалификации учителей. И в настоящее время рассматривается вопрос подготовить для каждой школы из числа самих учителей этой школы по обновленному содержанию образования. Кроме того, такая же работа проводится с преподавателями высших учебных заведении, кто готовит педагогических специальностей, и с колледжами. Помимо этого, есть онлайн поддержка. Уже разработан, создан системный методический комплекс учителей начальной школы, где на сегодняшний день по каждому предмету первого класса загружены от 10 и больше программ поурочных планов. Помимо этого, мы учителям на руки даем долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный планы. Краткосрочный план – это фактический поурочный план, который даем как рекомендации. Учитель его может использовать, может не использовать. Онлайн поддержка все учителя, кто проходит обучение объединяются в портал, могут задавать друг другу вопросы. Они могут задавать вопросы нам, мы эти вопросы в режиме онлайн отвечаем.

Ведущая. Теперь вот хотелось бы узнать по поводу вопросов обновления учебников для школьников.

К.Шамшидинова Вообще, учебник создается на основе учебной программы. Вы знаете, что в этом году внесено изменение в закон об образовании, и есть такое понятие единый учебник. Министерство образования определяет единый учебник по предмету, а остальные включаются в список дополнительной литературы. В этом году по первому классу прошли для первого класса Министерством рекомендованы математика, естествознание и познание мира разработаны Назарбаев интеллектуальными школами. А все остальные учебники разработаны различными издательствами, уже рекомендованы в качестве литературы. Насколько мне известно, сейчас идет уже печатание учебников. И я надеюсь, что к началу учебного года они дойдут до каждой школы. Мы, Назарбаев интеллектуальные школы, печатанием учебников не занимаемся. Те учебники, которые нами разработаны, его печатает издательство «Мектеп», и «Мектеп» будет доводить до каждого. Кроме того, я просто хочу сказать, разработаны нами почти все учебники первого класса. И они у нас на нашем сайте будут доступны, если кто-то хочет его посмотреть, они могут ею пользоваться. Особенность учебников в том, что они имеют цифровые приложения, игры, задачи, вот такое есть.

Ведущая. То есть, в зависимости от интересов детей, которые сейчас очень приспособлены к гаджетам?

К.Шамшидинова Да, да! Потому что гаджеты все равно хотим мы этого или нет, дети будут использовать. Но здесь я хочу сказать, многие учителя задают вопрос. Сейчас идут курсы, и каждый раз как есть возможность, мы встречаемся, и они говорят, вот у нас там нет интерактивных досок, у нас нету компьютеров. Я бы хотела сказать, нет такой необходимости, чтобы каждая школа была максимально оснащена этими гаджетами. Да, она должна быть. Но в разумном количестве. Потому что учителя еще никто не заменял. И прежде всего все это мастерство учителя, и учитель должен их очень хорошо интегрировать. Где-то сам работать, где-то с учениками работать, а где-то допускать новые технологии. Поэтому сегодня никто, ни Япония, ни Южная Корея, никто максимально 100 процентов учебники на гаджеты еще не перевел. И скорее всего не переведут. Поэтому, когда мне все эти вопросы задают, я всегда говорю, прежде всего, это мастерство учителя. Именно над этим надо работать.

Ведущая. Ну, что же, Куляш Ногатаевна, к сожалению, наше время ограничено. Резюмируя нашу беседу, у вас есть возможность обратиться к нашим пользователям, к родителям, к педагогам, и сказать напутствующие слова.

К.Шамшидинова Уважаемые родители, уважаемые учителя! Многие, не изучив учебную программу, не посмотрев, о чем речь идет, со слов других людей начинают говорить вещи, которые вообще ни в программе, нигде нету. Поэтому я бы хотела сказать вот о чем. Если есть вопросы, задавайте, пожалуйста, специалистам. Мы готовы приехать, мы готовы через режим онлайн на них отвечать. Самое главное вы помните одну очень простую вещь – сегодня мир изменился. И то, по какой программе мы учились будет достаточно моему ребенку, поверьте, его не будет достаточно ребенку. Потому что пришло другое время. Пришли другие экономические отношения. Пришли другие новые технологии, которые требуют более высокого порядка навыков для наших детей. Поэтому, я знаю только одну вещь. И вы, и мы хотим, чтобы дети получили качественное образование. Спасибо!

Ведущая. Ну, что же, спасибо вам большое! Я хотела бы пожелать вам успехов в реализации тех долгосрочных и краткосрочных планов, которые перед вами стоят.

К.Шамшидинова Спасибо большое!

Ведущая. Ну, а вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго! До свидания!

Источник: http://bnews.kz/ru/live/conference/obnovlenie_soderzhaniya_shkolnogo_obrazovaniya_k_chemu_eto_privedet-2016_07_04-4964

0
7

Комментарии (0)