«Олимпиады — это сейчас моя профессия»
Чемпионка Европы по математике — о том, почему в России учат лучше и как геометрия помогает собрать чемодан
Команда российских старшеклассниц не так давно заняла первое место на Европейской математической олимпиаде для девушек, а абсолютная победа досталась ученице десятого класса Маше Дмитриевой. Спустя две недели Маша стала золотым призёром Всероссийской олимпиады по математике для школьников среди десятых классов. А потом рассказала Ксении Кнорре Дмитриевой о том, как ей это удаётся — всё время побеждать.
Из Румынии, где и проходила Европейская математическая олимпиада, десятиклассница московского лицея «Вторая школа» Маша Дмитриева привезла приз: принтер для селфи (олимпиада была для девочек) и приглашение отдохнуть в Румынии всей семьёй. А спустя две недели Маша стала абсолютным золотым призёром Всероссийской олимпиады по математике для школьников среди десятых классов. Эти победы — не первые яркие моменты её математической биографии.
Маша Дмитриева
«Собрать чемодан — это геометрическая задача»
Для меня два главных математических события этой весны — Всероссийская олимпиада по математике и Европейская математическая олимпиада для девушек. Меня спрашивали, почему в математике разделяют участников по гендерному признаку. Дело в том, что девочек в математике вообще мало, а в олимпиадах ещё меньше. Чем выше уровень олимпиады, тем меньше девочек. Например, уже лет пять девочки не выступали в составе сборной России на международных олимпиадах. Для девочек специально устраивают отдельные олимпиады, чтобы они могли тоже выступить и выиграть. Для мальчиков же отдельных олимпиад нет.
Все очень радовались, когда я выиграла Европейскую олимпиаду, но это далеко не самое сложное, в чём я когда-либо участвовала. Например, Всероссийская олимпиада на порядок сложнее. Мне кажется, что внутренние европейские олимпиады — французская, итальянская и другие — в целом должны быть проще, потому что у них были слабые команды на этой олимпиаде, у нас же традиционно сильные команды. Почему? Потому что у нас замечательное математическое олимпиадное образование.
Большая часть людей использует математику для того, чтобы что-нибудь посчитать
Однако, на мой взгляд, главная задача математики — научить думать, разбираться в природе вещей. И олимпиадная математика — это как раз те задачи, где не надо считать, но надо разбираться, смотреть под новым углом на ситуацию в задаче. Это навык, который помогает в реальной жизни. Например, собрать чемодан — это же геометрическая задача, если представить себе этот процесс именно как её решение, чемодан укладывается легко и просто. Я считаю, что математика очень нужна в жизни, потому что она учит рассматривать житейские ситуации как задачи. Мне часто помогает фраза: «Я же математик, значит, это должно быть просто».
5 причин, почему вузовские олимпиады полезнее Всероссийских олимпиад
«Мои учителя — это мои тренеры»
В России многие начинают участвовать в олимпиадах рано, но я пришла к этому относительно поздно: в середине шестого класса решила, что мне надо заниматься математикой больше, чем другими предметами. Эту идею мне подали мама с папой, и она мне очень понравилась. Я стала готовиться к поступлению во Вторую школу. В седьмом классе впервые поехала на матбои. Это было поворотным событием в моей олимпиадной жизни. Тогда я поняла, что есть много классных людей, которые очень хорошо решают задачи, но я не вхожу в их число. Мне захотелось стать такой же.
Потом я ходила на кружки во Второй школе в седьмом, восьмом и девятом классе, а затем попала к двум замечательным педагогам в Центре педагогического мастерства в Хамовниках: Владимиру Брагину и Ивану Митрофанову, золотым призёрам Международной олимпиады по математике. Если искать аналогии в спорте, я бы сказала, что это мои тренеры.
«Победитель Всероса — звучит красиво»
Абсолютная победа на Всероссийской олимпиаде для меня важнее, чем золотая медаль на Европейской олимпиаде. Другие важные победы — это полный балл на Всебелорусской олимпиаде, похвальная грамота на Шарыгинской олимпиаде по геометрии. Формально похвальная грамота — это не очень высокое достижение, но там было так сложно, что для меня это одна из главных побед.
В прошлом году я была призёром Всероссийской олимпиады по математике. Это дало мне право поступать без экзаменов в любой вуз, но после неё было ощущение какой-то неудовлетворённости: я не решила ни одной сложной задачи.
Те шесть из восьми задач, которые я решила, были простыми и не очень интересными, поэтому для меня это не достижение
Победа на «Всеросе» была очень приятной и неожиданной: когда я была призёром в прошлом году, до победителя мне было очень далеко. Что даёт победа? Во-первых, это красиво звучит — «победитель Всероса», во-вторых, там грант больше, чем у призёра, а в этом году — ещё и приглашение на летние сборы, которые являются первым этапом отбора на Международную олимпиаду. В 2016 туда зовут только победителей. Наверное, это моё самое высокое достижение. Осталось пройти на Международную олимпиаду (Межнар).
4 преимущества, которые дают школьные олимпиады. Почему олимпийские состязания так важны для учеников, учителей и самих школ
«Не важно, каким будет ЕГЭ, главное — не сдать на два»
Олимпиады — это спорт, который даёт много приятных бонусов. Например, я очень рада, что благодаря Всеросу могу не волноваться на тему ЕГЭ. Мне совершенно неважно, какой он у меня будет: чтобы поступить, мне надо сдать его не на два, и всё. Ещё одна важная составляющая олимпиад — общение с людьми. Ты попадаешь в некую среду, где есть куча классных людей, которые занимаются одним интересным делом. Есть неправильный стереотип, что с математиками и физиками трудно общаться. Это не так.
Школьная учёба меня особо не беспокоит: за последние три месяца я ходила в школу суммарно не больше месяца
Если я вижу человека, успешного в олимпиадах, я его уважаю. Есть люди, которые неприятны в общении, но если они здорово выступают, я прощаю им это. Но, конечно, есть и такие, которые в олимпиадах не очень успешны. Но при этом ничуть не менее замечательные, чем олимпиадники.
«Каждая олимпиада — это круг на гонке»
Вокруг олимпиад много страстей, потому что каждый хочет обогнать всех остальных, это естественное желание. И у многих есть какой-то конкретный соперник, кого они очень хотят обогнать, стать круче. Думаю, для кого-то и я являюсь таким соперником. У меня тоже есть люди, которых я люблю обгонять. Соперничество не влияет на человеческие отношения между нами.
Каждая олимпиада — это круг на гонке, в котором кто-то один вырывается вперёд, но на следующем круге его может сменить другой, а победитель отстаёт или вообще сходит с дистанции. Такое тоже бывает: люди уходят из олимпиад по собственному желанию или под давлением обстоятельств. Всё меняется. В начале седьмого класса я была вообще никем — девочкой, которая решала задачи хуже всех на матбоях.
10 полезных конкурсов для школьника. Все, что нужно знать о главных интеллектуальных соревнованиях для старшеклассников
«Задачи могут быть красивыми и уродливыми»
Задачи и их уровень на всех олимпиадах разные. Например, на Шарыгинской олимпиаде по геометрии бывают очень симпатичные задачи, а иногда очень приятный региональный этап Всероссийской олимпиады. На олимпиаде в Румынии были задачи на понятие структуры. А, например, в Китае, куда я тоже ездила на олимпиаду для девочек, совершенно другие задачи, потому что у них по-другому работают мозги. Я там выиграла серебро, а первые места занимали китайцы, которые на этих задачах выросли. Для меня главный показатель хорошей олимпиады — это красивые задачи.
Красивые — это не обязательно сложные. Могут быть очень простые и красивые задачи, а могут —сложные и уродливые (кстати, именно так обычно и бывает). Красивой мы называем такую задачу, которая изящна, до её решения сложно додуматься, потому что оно нетривиальное. Но если ты до него додумываешься, для тебя словно открывается занавес, льётся солнечный свет, и ты видишь, как устроен этот мир.
Источник: http://mel.fm/2016/06/02/women_olympiad
Автор: Ксения Кнорре Дмитриева