kz ru en

Авторизация


Как не перегрузить ребенка в школе, для чего нужна лень, как помочь первокласснику пережить период адаптации и стать успешным?

1. Успешный первоклашка. Для того, чтобы первокласснику быть успешным, ему прежде всего нужно усвоить систему требований. Если даже ребенок будет знать очень много, но при этом не будет готов встать в позицию ученика по отношению к учителю, уметь элементарно обслуживать себя, завязать шнурки, собрать портфель и не потерять карандаши, то его интеллектуальные возможности не смогут проявиться в полной мере, и он не сможет ощущать себя успешным.

2. Контролируемая самостоятельность. Психологи отмечают, что ребенок совершенно не обязан самостоятельно делать весь объем домашней работы сразу. Ребенок может без помощи родителей делать только тот объем работы, который он может сделать качественно. Например, когда ребенок выполняет весь объем домашней работы сам, он допускает массу ошибок, помарок и получает за это замечания. А при этом его одноклассники, выполнившие работу с родителями, делают ее более качественно. Но и делать все за ребенка, лишая его опыта самостоятельности, тоже нельзя. Важно, чтобы он учился выбирать и действовать самостоятельно, запрашивая помощь лишь тогда, когда нет своих ресурсов, а не в принципе любую помощь.

3. Мотивации к учебе нет. По мнению психологов, мотивации к самой учебе как таковой у ребенка изначально нет, но есть интерес и система приоритетов. Есть то, во что мы погружаемся всецело, потому что для нас это интересно, важно и радостно. А есть догрузка. А так как все предметы из школьной программы не могут быть одинаково интересны, необходимо установить приемлемый результат по неинтересным: определенная оценка за проверочную работу, контрольную работу или в четверти. Абстрактная цель "нужно учиться, чтобы быть образованным" непонятна ребенку, а конкретный измеримый результат вполне достижим.

4. Наблюдать за интересами ребенка. Так как интерес — самый действенный двигатель учебы, родителям необходимо начать приглядываться к интересам ребенка уже в первые школьные дни. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес, поговорить с ним "а что именно тебе в этом интересно?", "а как бы ты это развивал?", "а чему хочешь научиться?". Достижимый результат необходимо с ребенком обсуждать, и большую цель делить на много маленьких промежуточных. Причем, чем младше ребенок, тем меньше должно быть время достижения результата.

5. Возраст проб. Чтобы ребенок мог прислушаться к себе, расставить приоритеты, родители должны дать ему возможность попробовать разное. При этом у всего, что ребенок пробует, должен быть конкретный, измеримый результат. Это поможет самому ребенку доводить дело до определенного результата и самостоятельно после этого совершать выбор — продолжать занятия или пойти на в секцию.

6. Если ребенок ленится.Риторика родителей о том, что ребенок из лени не хочет учиться или ходить на кружки, по мнению специалистов, не работает. Когда ребенок говорит "мне лень", это на самом деле равносильно взрослому "мне нужно отдохнуть". Процесс достижения результата в этой ситуации нужно разбить на несколько маленьких задач: "Давай, ты сейчас сделаешь одно упражнение, потом отдохнешь, съешь яблоко, и доделаешь оставшиеся два". Четкие, понятные самому ребенку рамки помогут и ему, и родителю, достичь поставленной цели.

7. Покупки за хорошие отметки. Можно разными способами помочь ребенку стать успешным в учебе. Однако, по мнению, психологов, у всех способов мотивирования есть свои последствия. Один из самых часто используемых родителями способов — обещание дорогой покупки за хорошие отметки в четверти. Нужно понимать, что тот способ, о котором идет речь — подкупом, шантажом — легко доступен, он перекладывается на абсолютно любые сферы жизни, в том числе и взрослого ребенка.

Этот способ, действительно, работает, но так как мотивация эта внешняя, а не внутренняя, то она вырастет вместе с ребенком. Вырастет объем заданий, их сложность, и ставки, соответственно, возрастут. Нужно быть готовым к тому, что ребенок может сказать: "Хорошо, я поступлю в институт, но за это ты купишь мне машину".

2
6

Комментарии (2)

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Рекомендации дельные. Что же касается последней, -  всегда относилась и отношусь к этому способу мотивирования скептически. Не пользовалась им в воспитании своего ребёнка и не советую другим родителям. Слишком большой риск получить результат, обратный ожидаемому. Как говорится, можно, если осторожно. 

Зинькив Елена,
Преподаватель

Действительно, последний метод позволяет выработать позицию "ты мне-я тебе". Года два назад, на практике был случай: дети поднимали руки, хотели выйти отвечать у доски. Поставила условие: оценки возможно не получат... Большая половина детей из класса опустили руки. Потом усилила накал и сказала, что отметки поставлю за ответ только в журнал (ни в дневнике, ни в озвученном виде они не узнают). Специально задавала много вопросов по решению задачи, чтобы ребенок отвечал, рассуждал, при этом понимал, что если много вопросов, то отвечал не на "отлично"... На другой день сказала, что отвечающие совсем не получат оценок. Вызвались единицы. 

Через несколько дней, даже ярые противники безотметочного обучения, выходили решать "просто так". И на уроках исчезла любимая детская фраза "А это на оценку?"