Здравствуйте!
Мне 34 года, и 18 из них я занимаюсь образованием и информационными технологиями.
Все началось с того, что 1998 году я преподавал информатику в образовательном центре, и меня попросили изобразить в Corel Draw схему компьютерной сети общеобразовательной школы. Тот год примечателен еще и тем, что началась массовая компьютеризация школ.
Вход в отечественную образовательную среду информационных технологий стал своего рода шоком. Образовательное сообщество считается одним из самых консервативных.
Вообще, люди консервативны… Их трудно вытаскивать из зоны комфорта.
Давайте, сегодня же начнем ложиться спать в девять часов вечера и вставать в 4 утра?! Это очень полезно!
Этому способствует то, что являясь стратегической, эта отрасль практически полностью лежит в сфере государственной монополии, и рыночное понимание сюда проникает очень медленно.
В свою очередь, преимущественно являясь представителями молодежи без должного опыта и погруженности в предметную среду, ИТ-специалисты начали вход на образовательный рынок.
Появилось большое количество различных сервисов, поверхностно охватывающих вопросы образовательной деятельности.
Типично, что для проработки берутся вопросы с возможностью быстрого возврата инвестиций. При этом вход в предметную область происходит в точке «As is», в то время, как отечественная система образования уже 25 лет находится в процессе непрерывного реформирования. В таких условиях разработка систем без должного понимания того, куда направлен вектор изменений – это высокорисковый проект. Эти риски касаются как частных, так и государственных проектов, причем, государственных – в большей степени.
Между тем, озадаченные вопросом качества образования и эффективности работы системы образования в целом, мы провели исследование среди учителей и родителей. Исследование выявило:
95% из 865 опрошенных учителей отметили, что роль родителей в академических успехах учащихся важна не менее, чем роль учителей;
при этом 64% учителей выразили сомнение в том, что родители в полной мере осведомлены о том, как учатся их дети и в состоянии помочь детям;
97% из 1 469 опрошенных родителей хотят быть в курсе того чему и как обучаются их дети.
Это определило нашу миссию – содействовать формированию интеллектуальной нации и повышению культуры взаимодействия работников сферы образования, родителей и учащихся.
Сегодня наш проект помогает решать следующие задачи:
максимально возможный учет и охват детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет образованием;
мониторинг посещаемости и успеваемости учащихся школ;
коррекционное воздействие на показатели усвоения учащимися знаний;
ранняя профориентация;
формирование и развитие сетевого образовательного сообщества.
Проект представляет собой комплекс автоматизированных систем управления.
Комплекс разрабатывается компанией ТОО «Центр инновационных технологий «Өрлеу» (далее – Компания), основанной в г. Караганда в 2007 году, и полностью является казахстанским программным продуктом, разработанным за счет собственных средств компании.
В 2015 году подсистема «Білімал. Всеобуч» названа экспертами UNICEF «первой или одной из первых систем среди стран Центральной и Восточной Европы и СНГ» в части выявления и учета детей и подростков от 0 до 18 лет, не посещающих учебные заведения, а также подверженных риску потери интереса к обучению.
Являясь системным решением по автоматизации учета и мониторинга, Комплекс позволяет решать широкий спектр педагогико-психологических вопросов.
Например, «Электронный журнал» позволяет полностью заменить существующий бумажный аналог. На сегодняшний день в Карагандинской области идет эксперимент по замене бумажного журнала электронным. Это высвободило сотни тысяч человекочасов.
Опыт сотрудников Компании позволил реализовать уникальный для аналогичных систем механизм повышения показателей обучения «Автоматизированную систему образовательного мониторинга» (далее – АСОМ).
Степень информационной полноты АСОМ позволила во многих выявленных случаях повысить вовлеченность родителей в процесс обучения и повысить показатели успеваемости учащихся.
Весь учебный план ребенка доступен родителям. Часть учебного плана на сегодняшний день покрыта богатым ассортиментом учебных материалов из Интернета.
Наш электронный дневник ушел очень далеко за рамки традиционного представления. В Комплексе «Бiлiмал» это аналитический инструмент, позволяющий увидеть тренды развития ребенка и вовремя реагировать на риски.
Еще одной важной составляющей Комплекса является профориентационная система. Объединив школы и колледжи в единый комплекс, Карагандинская область стала первой в Казахстане, где на уровне IT-сервиса реализована преемственность общего среднего и начального профессионального образования.
На основе анализа показателей успеваемости и результатов профориентационных тестов, а также множества других компонентов на информационно-образовательном хабе bilimal.kz мы создали еще один уникальный информационный сервис «Бiлiмал. Кәсіби бағдар».
Профориентация – это часть работы компании, направленной на развитие цифровых инструментов воспитательной работы и духовно-нравственного формирования детей и подростков.
Например, мы предоставляем родителям возможность быть в курсе тематик классных часов, проводимых в школе, а также создали раздел «Школа родителей» на информационно-образовательном хабе bilimal.kz. Хаб выполняет роль социальной сети, в которой учащиеся, родители и учителя в полной мере реализуют преимущества ИКТ в образовании.
С другой стороны хаб может быть интересен и поставщикам образовательных ИТ-услуг и продуктов в качестве интеграционной платформы. Например, мы можем интегрировать цифровой образовательный контент по стандартам SCORM и Tin Can.
Для постоянного развития вышеперечисленных направлений деятельности специалистами Компании ведется исследовательская работа, в основу которой ложатся данные, накопленные за время работы Комплекса.
Новым для Компании направлением работы является наращивание исследовательского потенциала и математического аппарата Комплекса в целях развития системы управления человеческим капиталом «Бiлiмал. Адами капитал».
В этом мы исходим из соображения, что о качестве образования следует судить не по 18-летнему подростку, а по 30-летнему молодому гражданину. Он уже социализировался, устроился на работу, создал семью, обзавелся имуществом. Его вклад в экономику и есть реальный показатель качества образования.
Представьте, бывший выпускник школы, где использовалась наша электронная школа, работает в компании, которая использует нашу систему управления человеческим капиталом. Так мы связываем данные о человеке за несколько лет и получаем оценку качества обучения в этой школе.
Таким образом, предел исследовательского потенциала в данной тематике стремится в бесконечность.
Благодарю за внимание!
Дайте обратную связь, пожалуйста! У меня комплекс - трудности с объяснением "на понятном языке".
Зря переживаете, Рашит. Всё понятно, на вполне доступном языке. Мне интересны Ваши соображения по поводу оценивания качества образования, изложенные в конце выступления.
Просто, доступно и понятно.
"... Бірлігі күшті ел озады". Блог мұқабасындағы сурет біздер - ата-аналар мен мұғалімдерді ойландырмай қоймауы сөзсіз.