kz ru en

Авторизация


8 причин, почему учитель — абсолютно бесправное существо

Школьный педагог — о вседозволенности учеников, неуважении родителей и начальниках-самодурах...

 

Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет. По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь». Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.

Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы. Одним из плюсов советской школы, я, представитель нового поколения учителей, считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство. Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.

Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищенное существо

Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.

В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что, когда приходишь домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.

Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?

Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами и начну с простого и очевидного.

1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы

Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности. Кроме электронного журнала, есть ещё ИСКО (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам и куда за год вносят контрольные работы с полным анализом. Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.

В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели, — наша большая победа. Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчётности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.

Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность

2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск

Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!

Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»)

Вот прямо сейчас у меня скопилось 10 отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.

3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ

Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие. Объяснить далёким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена и что для многих учеников требуется минимум в два раза больше часов — невозможно. Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.

Почему нельзя отменять ЕГЭ

Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.

Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ

4. Учителя могут уволить по любому поводу и по свистку

Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чём-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле мы все так думаем. Но он думал слишком громко.

5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя

За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это больше длинный хвост из лжеповодов. Чаще всего причина была в том, что учитель мешал ребёнку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с её кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку. Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.

А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности. Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребёнок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили. А в другой школе чересчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000». То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!

6. Не секрет, что в школе много сложных детей

Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. По идее, школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее. Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.

В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать

7. Учителей постоянно пугают судом

И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.

8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения

Мы все — «не друг и не враг, а так». Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской. Но этому я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори. Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей) и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?). Значит, посочувствовать.

Фото: iStockphoto (Wavebreakmedia), mos.ru

http://mel.fm/2017/01/12/poor_teacher

36
33

Комментарии (36)

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Удручающая ситуация... А мы говорим о воспитании свободной личности... Но как "абсолютно бесправное существо" может воспитать свободного человека?

Хотя, если задуматься, порой мы сами загоняем себя в такие условия и не умеем (а иногда даже боимся) отстаивать свои права. 

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Очень больно... Обидно... 

Кауров Станислав,
Преподаватель

Некоторые положения не так однозначны: 


1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы - что конкретны вы заполняете на бумаге? 

2. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ  - смена формата ЕНТ решила эту проблему.

3. Учителя могут уволить по любому поводу и по свистку + Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя - совсем не так, законы никто не отменял, как и причины, по которым такое возможно.

4. Учителей постоянно пугают судом - кто???

Кажется, крепостное право отменили еще в 19 веке. Каждый из нас никак не привязан к конкретной школе, если там так "тиранят", как героиню статьи.  Всегда есть выбор. 

Ваше мнение? 






Букина Инна,
Пользователь

1.Не будем кривить душой, но век компьютеризации, действительно, не убавил, а только прибавил отчетности учителю. Каждый учитель для себя всё равно ведет бумажный журнал и это ни для кого не секрет. На каждый план работы ( со слабоуспевающими, мотивированными на обучение, самообразование и др проведенные мероприятия) требуют аналитическую справку. Или где-то по-другому??
2. Смена формата ЕНТ на нас пока никак не повлияла, судить об эффективности, считаю, рано. Время покажет. Детей продолжаем натаскивать по предмету. И не думаю, что перестанем. Предметы по выбору будут сдавать в форме тестирования.
4. Конечно, выбор есть всегда. Но не забывайте, пожалуйста, что существуют проблемы малых городов, в которых сменить место работы не так уж и просто. Ее просто нет.

Кауров Станислав,
Преподаватель

1. Если учитель ведет "для себя" - не стоит тогда все валить на систему и условия :)

Перечисленные формы вполне могут быть автоматизированы и представлены в эл. формате (провел, например, мероприятие - фото в Инстаграм и подпись - отчет, кажется, и готов). Мне кажется, многое мы сами придумывает, не осознавая, собственно, а для чего это? 
2. "Детей продолжаем натаскивать по предмету" - это, конечно, печально. Старшая школа, кажется, разучилась за 10 лет просто учить и учиться... Опять гонимся за показателями?..
3. Ощущение, что автор приведенной вами статьи (есть ощущения, что и читатели в большинстве своем) сам себе пожаловался, сам себя и пожалел, найдя сотни причин. Из классики: не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним.
Другие мнения? )

Белгибаев Рашит,
Пользователь

(Сохраняя нейтралитет) Вода камень точит, коллеги. За годы работы над формированием проектных команд, я обратил внимание (да и сам этим периодически страдаю) на одинокую безысходную грусть "хороших людей": "Вокруг одно УГ, не с кем выходить из этого тлена и т.п.

Юмор в том, что этот пост коментируют активные деятели системы)))

Букина Инна,
Пользователь

Кто же защитит учителя, если не мы сами? У каждой медали есть всегда 2 стороны. Вы задумывались, почему пенсионеры не хотят продолжать работать в школе, как это было, например, 4-5 лет назад? И никакие уговоры на них не действуют. Я поинтересовалась у одной коллеги, уходящей на пенсию, почему не хочет поработать еще, ведь учителей не хватает. На что она ответила, что работая всю жизнь завучем, не помнит такое огромное количество отчетов, как в последние годы. Говорит, что всегда писали отчеты для гороно от руки, и никогда не приходила мысль о том, что трудно или надоело всё. Вывод: чем моложе педагог и меньше стаж работы, тем легче "точить тот самый камень". Наша зашоренность часто  создает препятствия. И осуждать кого то, что он "ноет" или не такой "продвинутый", каким нам хотелось бы его видеть, мы не вправе.И жалеть себя иногда, коллеги, надо. Это полезно ,в какой-то степени, даже для нашего собственного здоровья. Сам себя не пожалеешь, никто этого не сделает.

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Конечно, надо. Инна, заметьте, что критике статью подвергают мужчины.  Им ведь легче рассуждать: они не обременены домашними делами так, как мы. И вообще, мужчины проще относятся ко всему, менее эмоциональны и мнительны, а чувство собственного достоинства у них развито лучше. Отсюда и непонимание.

Белгибаев Рашит,
Пользователь

Мне думается, что время сейчас такое, что мы можем влиять на происходящее. Поверьте, я далеко не сказочный ... (название романа Ф.М. Достоевского), от многого, что я знаю, волосы шевелятся.

Но именно сейчас я уверен в том, что порядок достижим.

Кауров Станислав,
Преподаватель

В статья вроде о домашних делах не говорили? )

Абдыкова Самал,
Преподаватель

))) Поверьте, Станислав, они подразумеваются всегда!) В то время, когда вы, мужчины, уже отдыхаете, мы ещё стоим у плиты... А голова занята мыслями о непроверенных тетрадях, ненаписанных планах, отчётах, невыставленных оценках и пр., прокручивается в памяти весь рабочий день с его успехами и неудачами, идёт глубокая рефлексия... И именно в такие моменты иногда возникает дикое желание "поныть"... Поэтому мы лучше понимаем героиню статьи. А почему бы и не понять? Так уж заложено природой, что мы, женщины, в первую очередь, матери, жёны, хранительницы домашнего очага, и только потом всё остальное. Во всяком случае, у большинства из нас на первом месте семья. Или скажете, так быть не должно? 

А то, что эта статья вызвала у нас столь бурный интерес и жаркие споры, лишь доказывает, что подобные проблемы есть в каждой школе. Не поверю, что все Ваши коллеги думают, как Вы!
Один тот факт, что учителя бегут из школы, и в скором будущем некому будет работать, говорит о наличии проблем. Может быть, у вас не так, а мы, жители сёл, посёлков и малых городов, уже сегодня испытываем дефицит педагогических кадров.

Кауров Станислав,
Преподаватель

Честно говоря, сколько работаю - столько слышу, что учителей все меньше, они куда-то бегут, работать некому, молодых нет  etc. Однако в силу некоторых обстоятельств бывал в разных регионах и школах и не видел, чтобы школы закрылись из-за нехватки учителей или же работали одни пенсионеры. Цифры в докладах (можно конечно предположить, что они не совсем корректны) о молодых учителях говорят, что они каждый год приходят в школу и т.п. Единственное, конечно, не мешало бы нескольких проектов по привлечению лучших в такие малые города и села, но здесь уже вопрос местного управления и инициативы. Надеюсь, мне возразят )))

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Если говорить о цифрах, то для интереса подсчитайте средний возраст педколлектива и вы убедитесь в том, что он намного превысит Ваш биологический. То есть,  средний возраст нашего коллектива будет старше Вашего возраста на десяток)  А это уже поколение старших-кому за 40, скажем так. И где же молодые?))  (не считая текучести кадров)

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Вы правы, Станислав. Конечно, не одни пенсионеры работают в школах, хотя их немало. Да и молодёжь периодически приходит. Другое дело - приходит не по призванию, а от безысходности (где-то мы это уже обсуждали). Но здесь я соглашусь с Данагуль: зачастую средний возраст педколлектива школы старше 40 лет, и с "текучкой" коллега попала в точку. Далеко за примером ходить не буду. Наших второклашек казахскому языку обучает уже третий по счёту учитель, и это не предел. Не хватает учителей начальных классов. Дипломированные специалисты в посёлке есть, но в школу идти не хотят. 

Кауров Станислав,
Преподаватель

Какой же возраст идеален? 25-30-35? Убрать всех пенсионеров, набрать всех молодых?

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Зачем же убирать пенсионеров? Они и так сами постепенно уходят на заслуженный отдых (ключевое слово - заслуженный). Им на смену придём мы, те самые 40-летние. А вот нас кто сменит?

Кауров Станислав,
Преподаватель

"Осуждать кого то, что он "ноет" или не такой "продвинутый", каким нам хотелось бы его видеть, мы не вправе". А как же требование даже не времени, а современного ученика? 

Абдыкова Самал,
Преподаватель

Может, и вправду не всё так однозначно. Но согласитесь, Станислав, что ситуация, описанная автором статьи, в той или иной мере имеет место и в казахстанской школе. Я же не согласна лишь с последним пунктом, по поводу дружбы между учителями. Думаю, здесь просматривается какая-то глубокая личная обида. Я бы даже сказала, налицо психологическая проблема. Нужно просто научиться радоваться успехам других. В каждом коллективе встречаются такие завистники и "доброжелатели", но их не так много, чтобы судить по ним о взаимоотношениях учителей в целом. Начинать нужно с себя. 

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Я согласна со многим, что высказали коллеги по поводу бесправности учителя, разделяю мнение о том, что не все так однозначно, что все относительно. Все зависит от того,  кто (мужчина или женщина, просто учитель или уполномоченное надзирать над учителем лицо и т д и тп), что (объект дискуссии) и с какого ракурса ( понимай, с какой колокольни) рассматривает. Не кажется ли вам, коллеги, что в погоне за "продвинутостью" " ИКТ компетентностью" и тп "-ностями" забыты (утеряны) общечеловеческие навыки: навыки человеческого общения, сопереживания, руководителям и администрации плевать на кадры (веет снобизмом, и  почему?)) не учитывается человеческий фактор, очень низок эмоциональный интеллект? 

Букина Инна,
Пользователь

Что верно, то верно. Теряем общечеловеческие ценности. Слабеет эмоциональный интеллект, и вследствие этого возникают неприятные ситуации в разных сферах нашей жизни.

Кауров Станислав,
Преподаватель

Если учитель теряет "общечеловеческие ценности", то как он может чему-то учить?..

Букина Инна,
Пользователь

а кто сказал, что именно УЧИТЕЛЬ теряет ценности?  Речь идет об обществе в целом. Хотя и среди учителей встречаются разные люди. Есть люди случайные в нашей профессии и это факт.

Белгибаев Рашит,
Пользователь

А как низкий уровень ЭИ связан с погоней за ИКТ и прочим?)

В нашей команде, например, мы стремимся развивать набор компетенций, которые называются "Навыки 21 века". Как бы их более 100, и с 21 веком они связаны лишь чиновничьим воображением (это к слову).
Мы также являемся носителями и распространителями культуры жизни в мире, где без ИКТ уже не возможно.
Мы это совмещаем. И мне обидно, когда уважаемый мной лично коллега говорит, что низкий ЭИ связан с влиянием ИКТ.
Да, есть интересная ситуация с уровнем ЭИ. Да, есть мега-интересная ситуация с погоней не подготовленных людей-специалистов "за счастьем".
Да, жить очень интересно!)
P.S. Что значит "продвинутый"? В каком контексте тут появилось это слово-паразит?

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Если перечитать статью, то понятно, хотя и косвенно, что педагогу тяжело работать в той атмосфере, которую для своего работника создала администрация. Им нет дела до его душевного состояния, до его чувств, никак его не мотивируют.. Они не стараются облегчить его труд , не защищают его от нападков родителей, давая понять, что «на твое место найдется другой» и тд  и тп. Так вот, если  Вы внимательно прочли мой пост, то заметили бы, что упрек в низком ЭИ прозвучал в адрес именно таких руководителей. И ИКТ компетентности в их низком ЭИ не виноваты. Виновата их погоня за ".... . Отвечая на вопрос… Слово «продвинутость» взято в кавычки. Вот в этом контексте и прозвучало это слово. В кавычках. Как и «ИКТ-компетенности». Они были упомянуты наряду с другими-ностями. Тоже в кавычках. А кавычки, ну никак не связаны с Вами, с Вашей командой) Вы-настоящие, живые! P.S  Было бы интересно подробнее узнать про людей- (не?) специалистов за «счастьем», что Вы имели ввиду.

Белгибаев Рашит,
Пользователь

Погоня не подготовленных людей-специалистов "за счастьем"...

Я имел в виду, что общество, в том числе и профессиональное, состоит из людей, находящихся часто не на своих местах: обманутых стереотипами, амбициями, ленностью и т.п.
Например, мой друг - директор одного учебного заведения. Системный, волевой, умный, с ЭИ у него все в порядке (выше моего), но с годами становится типичным госаппаратчиком (стареет). Я ему: "Чего ты ловишь мух в этом месте?.." Он мне: "... я - директор..."
Как любой уважающий себя Незнайка, я бросил ему: "Ну, и целуйся со своей должностью!"
Интересно же?!) И таких кейсов в моей жизни не перечесть. 
С другой стороны я встречаю статьи в Интернете, которые начинаются так: "Всем привет, меня зовут Виктор. Мне 28 лет, я — основатель сервиса... За моими плечами 10 лет работы в веб-разработке и интернет-маркетинге. Мы развиваем наш стартап командой из 15 человек, в которую входят программисты, дизайнеры, фронтендщики, специалисты службы поддержки..." или "Привет! Я Олесь. Мне 26 лет. Я долларовый миллионер..."
С некоторыми я завожу знакомства. Они моложе меня на 10 лет и уже так круты в своем ремесле! У кого-то я начинаю обучаться, платя тысячи, а иногда десятки тысяч долларов. Не за диплом или сертификат (они их не дают), а за знания и навыки. По мере обучения я делюсь  новым с людьми. Какие-то знания я излагаю в своем блоге, какие-то находят отражение в системах, автором которых я являюсь...

Белгибаев Рашит,
Пользователь

Но основным потребителем моих знаний является моя команда. Каждому члену команды я говорю, что его или ее работа - не для денег, а для пользы обществу.

И как раз тут мы начинаем говорить о счастье...
Хочу поделиться маленьким, но очень интересным экспериментом. К сожалению, прочтя,  Вы не сможете провести его на себе, но эффект увидите на похожих на себя людях.
1. Выпишите на листе бумаги 10-15 ценных для вас понятий: например, семья, дети, здоровье, мама и т.д.
2. Ранжируйте их по уделяемому Вами времени.
3. Лишь первые 3 реально важны для Вас. Остальное - не важно.
Дальше шок.

Кауров Станислав,
Преподаватель

"Уполномоченное надзирать над учителем лицо" - что за новая должность? )

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

А что Вам, не нравится в этом словосочетании?

Букина Инна,
Пользователь

надзирать за учителем уполномочены (так они, по крайней мере, считают) все, кому не лень. И ,если Вы, Станислав, учитель общеобразовательной школы,  то сомневаюсь, что не знаете о том, что надзирают и руководящие органы, и родители, и даже ученики позволяют себе провоцируя конфликт, снимать происходящее на камеру, а потом выкладывать в интернет, жаловаться во все инстанции. И, как обычно, виноват кто?...Учитель! Стоит заметить (я так понимаю, каждый из нас накладывает ситуацию на себя, принимает высказанное в комментариях за принесенную обиду по отношению к себе), что на личности  я не перехожу, рассматриваю ситуацию в общем).

Белгибаев Рашит,
Пользователь

Я, например, надеюсь, что никто не обижается. Все мы в одной лодке. Хоть и играем в ней разные роли.

Темирова Айнаш,
Преподаватель

Современному ученику гораздо больше новейшей информации могут предоставить телевидение и Интернет. Стоит задуматься нам.  ИКТ никому не мешает, просто нужно начать с перестройки своего сознания. Введение электронного журнала помогает не только выставлять оценки, но и предоставляет дополнительный материал к подготовке уроков, а общение с вами коллеги.... 

Чтобы добиться уважения учеников, их родителей, коллег по работе, надо сначала "потренироваться" на себе, то есть развивать самоуважение".

Кауров Станислав,
Преподаватель

Много высказано по поводу "бесправного существа" - учителя (ср. Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остаётся только мечтать.  Уинстон Черчилль). Не сторонник "жалений" самого себя, как и терминологии, отдающей УИС. Поэтому логично спросить: а как сделать учителя "субъектом правным"? Есть рецепты или предложения? Ждемс...  

Зинькив Елена,
Преподаватель

Даже если появится такой "рецепт", он не сработает на каждом. (Это можно сравнить с выпечкой. Рецепт будет один, пекарей  8 . И у каждого тесто получится разным) У учителя должен быть свой вариант...Возможно, этот вариант появится путем проб и ошибок.

Москвичёва Ирина,
Пользователь


Букина Инна,
Пользователь

Букина Инна,
Пользователь

казахстанская школа https://pandaland.kz/articles/moya-istoriya/kazahstanskaya-shkola-eto-shkola-vyzhivaniya-prezhde-vsego-dlya-samogo-uchitelya