Школьный педагог — о вседозволенности учеников, неуважении родителей и начальниках-самодурах...
Окончив пединститут, я пришла работать в ту же самую школу, в которой когда-то училась. Теперь мои бывшие учителя — мои коллеги. Первое время я их стеснялась и не могла избавиться от комплекса ученицы несколько лет. По привычке слушала их и автоматически вставала при их появлении. Эти женщины продолжали казаться мне всемогущими. Но очень скоро я поняла, что ошибаюсь». Школьный учитель математики рассказала «Мелу», почему учителям можно только посочувствовать.
Труд учителя лёгким не был никогда. Это работа с людьми, которые находятся в процессе становления: они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. А в общем — непредсказуемы. Одним из плюсов советской школы, я, представитель нового поколения учителей, считаю уважение к профессии учителя. Уважение — не раболепство. Учитель чувствовал за собой право что-то изменить, на что-то повлиять и, как ни странно звучит, чему-то научить.
Сегодня возможности учителя фиктивны. В действительности учитель — абсолютно бесправное и незащищенное существо
Вседозволенность со стороны учеников, неуважение со стороны родителей и непомерные требования со стороны начальства — не самые лучшие условия для того чтобы воодушевлённо заниматься педагогической деятельностью.
В сегодняшней школе сложно не только «старой гвардии», но и молодым. У нас просто запас физических и душевных сил больше, и есть на что переключиться за порогом школы. Хотя о себе скажу, что, когда приходишь домой после восьми-девяти рабочих часов, желание одно: упасть и проспать двое суток.
Пишу это текст и предвижу комментарии: «Пусть старпёры уходят на пенсию, их никто не держит». Или: «Вы сами выбрали такую профессию». Или: «Кто пришёл работать по призванию, тот не жалуется». Послушайте, но неужели желать для себя лучших (человеческих) условий труда — это преступление? Вам можно, а нам нельзя?
Как учитель математики не могу не разбавить эмоции конкретными фактами и начну с простого и очевидного.
1. Введение электронных журналов обещало избавить всех учителей от бумажной работы
Возможно, в каких-то очень топовых школах так и произошло. В нашей обычной бумаг стало вдвое больше, как и всевозможных мероприятий, которые требуют бумажной отчётности. Кроме электронного журнала, есть ещё ИСКО (система качества оценки образования), куда ставят итоговые оценки по триместрам и куда за год вносят контрольные работы с полным анализом. Это адская работа! И попробуй её не сдать вовремя.
В обычных школах остались и бумажные дневники. Мы, как и прежде, обязаны собирать их по пятницам и проверять в выходные. То, что коллектив нашей школы добился делать это раз в две недели, — наша большая победа. Ведь директоров-самодуров никто не отменял. Нас постоянно отчитывают на педсоветах за задержку этой отчётности, что неминуемо сказывается на мелких стимулирующих выплатах, которые крайне редко случаются в нашей школе.
Электронные журналы работают в топовых школах, в обычных школах по-прежнему существует бумажная отчётность
2. «В народе» учителям не могут простить длинный отпуск
Сейчас я объясню, почему страсти вокруг этого сильно преувеличены. Учителя часто выходят работать в субботу и воскресенье. Например, в день какой-то олимпиады или поездки с классом на экскурсию. За это положен отгул. Поверьте мне, за 20 лет работы в школе я от силы дважды воспользовалась парой из них!
Каждый раз нам аргументировано объясняют, что сейчас не время брать отгул (а в школе всегда «не время»)
Вот прямо сейчас у меня скопилось 10 отгулов. И буквально через 11 дней они сгорят, потому что наступит новый год. Не воспользовалась. В общем, всё относительно.
3. Учителей постоянно обвиняют в натаскивании к ЕГЭ
Сколько раз ко мне приходили мамы и папы (почти с пистолетом) и просили прекратить это безобразие. Объяснить далёким от образования родителям, что содержание программы не в полной мере соответствует содержанию экзамена и что для многих учеников требуется минимум в два раза больше часов — невозможно. Не объяснишь им и то, что не только рейтинг школы, но и оценка работы учителя до сих пор зависит от результатов экзаменов.
Почему нельзя отменять ЕГЭ
Я очень ответственный педагог. Поскольку пишу анонимно, могу себя похвалить. Я из тех, кто будет до ночи сидеть в школе и объяснять ребёнку непонятый материал. К отсутствию похвалы я привыкла. Но быть обруганной напрасно — не хочу.
Родители часто обвиняют учителей в чрезмерной нагрузке на детей, связанной с подготовкой к ЕГЭ
4. Учителя могут уволить по любому поводу и по свистку
Например, если его взгляды не совпадают со взглядами начальства. Недавно у нас вежливо убрали педагога, который возмутился, что каждую неделю на классные часы в нашу школу приходят батюшки и о чём-то говорят с детьми, превращая семейную тему в фарс. На самом деле мы все так думаем. Но он думал слишком громко.
5. Учителя могут уволить по первому требованию высокопоставленного родителя
За 20 лет помню минимум три случая, когда учителей доводили до нервного истощения и не оставляли выбора. Перечислять поводы сложно, потому что это больше длинный хвост из лжеповодов. Чаще всего причина была в том, что учитель мешал ребёнку быть отличником и ставил честные оценки. А мою подругу три года назад уволили за то, что на перемене рядом с её кабинетом девочка поскользнулась, упала и сломала руку. Директор посчитал, что убрать учителя — лучший выход из ситуации.
А сейчас самый вопиющий пример увольнения. На экзаменах учителей заставляют сидеть не шевелясь. Хотя это не входит в должностные обязанности. Пугают административной и уголовной ответственностью и рассказывают, как «в какой-то школе учитель не заметил, что ребёнок списал, а камера зафиксировала, и учителя уволили. А в другой школе чересчур ответственных премией наградили, выплатив 32 000». То есть «сдала» ребёнка — премия, не «сдала» — уволить!
6. Не секрет, что в школе много сложных детей
Сейчас об этом говорить не принято, мы все гордимся инклюзией (что полная фикция, кроме внешнего антуража). Если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюётся в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. По идее, школа имеет право пойти с этой докладной к родителям, а дальше к уполномоченному по делам несовершеннолетних или в прокуратуру с требованием воздействовать на маму, или к специалисту, который сможет исключить или обнаружить проблему психического свойства. И так далее. Но в 99% случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребёнку» и намекает на то, что в противном случае он — непрофессионал и в школе ему не место. Всё это на фоне бумажек, аттестаций, концертов, олимпиад, экзаменов и прочего.
В школе много проблемных детей, сложности с которыми администрация школы не спешит решать
7. Учителей постоянно пугают судом
И нередко сами дети. Строго посмотрел — в суд подам! Попросил выполнить задание — в суд подам! Как же сильно это выдаёт отсутствие воспитания, и в первую очередь — родителей детей.
8. Между самими учителями редко бывают нормальные отношения
Мы все — «не друг и не враг, а так». Дружить опасно. Сегодня дружба, а завтра (не дай бог, Сидорова в чём-то лучше Ивановой) — злорадство и злословие в учительской. Но этому я нашла простое объяснение: учителя — народ обиженный априори. Они постоянно ждут удара в спину (от начальника, сторонних инстанций, детей, родителей) и защищаются самым доступным способом. Поэтому учителей бояться не надо. Скорее, их надо пожалеть. Впрочем, жалость унижает (а куда уж больше?). Значит, посочувствовать.
Фото: iStockphoto (Wavebreakmedia), mos.ru
http://mel.fm/2017/01/12/poor_teacher
Удручающая ситуация... А мы говорим о воспитании свободной личности... Но как "абсолютно бесправное существо" может воспитать свободного человека?
Очень больно... Обидно...
Некоторые положения не так однозначны:
1.Не будем кривить душой, но век компьютеризации, действительно, не убавил, а только прибавил отчетности учителю. Каждый учитель для себя всё равно ведет бумажный журнал и это ни для кого не секрет. На каждый план работы ( со слабоуспевающими, мотивированными на обучение, самообразование и др проведенные мероприятия) требуют аналитическую справку. Или где-то по-другому??
2. Смена формата ЕНТ на нас пока никак не повлияла, судить об эффективности, считаю, рано. Время покажет. Детей продолжаем натаскивать по предмету. И не думаю, что перестанем. Предметы по выбору будут сдавать в форме тестирования.
4. Конечно, выбор есть всегда. Но не забывайте, пожалуйста, что существуют проблемы малых городов, в которых сменить место работы не так уж и просто. Ее просто нет.
1. Если учитель ведет "для себя" - не стоит тогда все валить на систему и условия :)
(Сохраняя нейтралитет) Вода камень точит, коллеги. За годы работы над формированием проектных команд, я обратил внимание (да и сам этим периодически страдаю) на одинокую безысходную грусть "хороших людей": "Вокруг одно УГ, не с кем выходить из этого тлена и т.п.
Кто же защитит учителя, если не мы сами? У каждой медали есть всегда 2 стороны. Вы задумывались, почему пенсионеры не хотят продолжать работать в школе, как это было, например, 4-5 лет назад? И никакие уговоры на них не действуют. Я поинтересовалась у одной коллеги, уходящей на пенсию, почему не хочет поработать еще, ведь учителей не хватает. На что она ответила, что работая всю жизнь завучем, не помнит такое огромное количество отчетов, как в последние годы. Говорит, что всегда писали отчеты для гороно от руки, и никогда не приходила мысль о том, что трудно или надоело всё. Вывод: чем моложе педагог и меньше стаж работы, тем легче "точить тот самый камень". Наша зашоренность часто создает препятствия. И осуждать кого то, что он "ноет" или не такой "продвинутый", каким нам хотелось бы его видеть, мы не вправе.И жалеть себя иногда, коллеги, надо. Это полезно ,в какой-то степени, даже для нашего собственного здоровья. Сам себя не пожалеешь, никто этого не сделает.
Конечно, надо. Инна, заметьте, что критике статью подвергают мужчины. Им ведь легче рассуждать: они не обременены домашними делами так, как мы. И вообще, мужчины проще относятся ко всему, менее эмоциональны и мнительны, а чувство собственного достоинства у них развито лучше. Отсюда и непонимание.
Мне думается, что время сейчас такое, что мы можем влиять на происходящее. Поверьте, я далеко не сказочный ... (название романа Ф.М. Достоевского), от многого, что я знаю, волосы шевелятся.
В статья вроде о домашних делах не говорили? )
))) Поверьте, Станислав, они подразумеваются всегда!) В то время, когда вы, мужчины, уже отдыхаете, мы ещё стоим у плиты... А голова занята мыслями о непроверенных тетрадях, ненаписанных планах, отчётах, невыставленных оценках и пр., прокручивается в памяти весь рабочий день с его успехами и неудачами, идёт глубокая рефлексия... И именно в такие моменты иногда возникает дикое желание "поныть"... Поэтому мы лучше понимаем героиню статьи. А почему бы и не понять? Так уж заложено природой, что мы, женщины, в первую очередь, матери, жёны, хранительницы домашнего очага, и только потом всё остальное. Во всяком случае, у большинства из нас на первом месте семья. Или скажете, так быть не должно?
Честно говоря, сколько работаю - столько слышу, что учителей все меньше, они куда-то бегут, работать некому, молодых нет etc. Однако в силу некоторых обстоятельств бывал в разных регионах и школах и не видел, чтобы школы закрылись из-за нехватки учителей или же работали одни пенсионеры. Цифры в докладах (можно конечно предположить, что они не совсем корректны) о молодых учителях говорят, что они каждый год приходят в школу и т.п. Единственное, конечно, не мешало бы нескольких проектов по привлечению лучших в такие малые города и села, но здесь уже вопрос местного управления и инициативы. Надеюсь, мне возразят )))
Если говорить о цифрах, то для интереса подсчитайте средний возраст педколлектива и вы убедитесь в том, что он намного превысит Ваш биологический. То есть, средний возраст нашего коллектива будет старше Вашего возраста на десяток) А это уже поколение старших-кому за 40, скажем так. И где же молодые?)) (не считая текучести кадров)
Вы правы, Станислав. Конечно, не одни пенсионеры работают в школах, хотя их немало. Да и молодёжь периодически приходит. Другое дело - приходит не по призванию, а от безысходности (где-то мы это уже обсуждали). Но здесь я соглашусь с Данагуль: зачастую средний возраст педколлектива школы старше 40 лет, и с "текучкой" коллега попала в точку. Далеко за примером ходить не буду. Наших второклашек казахскому языку обучает уже третий по счёту учитель, и это не предел. Не хватает учителей начальных классов. Дипломированные специалисты в посёлке есть, но в школу идти не хотят.
Какой же возраст идеален? 25-30-35? Убрать всех пенсионеров, набрать всех молодых?
Зачем же убирать пенсионеров? Они и так сами постепенно уходят на заслуженный отдых (ключевое слово - заслуженный). Им на смену придём мы, те самые 40-летние. А вот нас кто сменит?
"Осуждать кого то, что он "ноет" или не такой "продвинутый", каким нам хотелось бы его видеть, мы не вправе". А как же требование даже не времени, а современного ученика?
Может, и вправду не всё так однозначно. Но согласитесь, Станислав, что ситуация, описанная автором статьи, в той или иной мере имеет место и в казахстанской школе. Я же не согласна лишь с последним пунктом, по поводу дружбы между учителями. Думаю, здесь просматривается какая-то глубокая личная обида. Я бы даже сказала, налицо психологическая проблема. Нужно просто научиться радоваться успехам других. В каждом коллективе встречаются такие завистники и "доброжелатели", но их не так много, чтобы судить по ним о взаимоотношениях учителей в целом. Начинать нужно с себя.
Я согласна со многим, что высказали коллеги по поводу бесправности учителя, разделяю мнение о том, что не все так однозначно, что все относительно. Все зависит от того, кто (мужчина или женщина, просто учитель или уполномоченное надзирать над учителем лицо и т д и тп), что (объект дискуссии) и с какого ракурса ( понимай, с какой колокольни) рассматривает. Не кажется ли вам, коллеги, что в погоне за "продвинутостью" " ИКТ компетентностью" и тп "-ностями" забыты (утеряны) общечеловеческие навыки: навыки человеческого общения, сопереживания, руководителям и администрации плевать на кадры (веет снобизмом, и почему?)) не учитывается человеческий фактор, очень низок эмоциональный интеллект?
Что верно, то верно. Теряем общечеловеческие ценности. Слабеет эмоциональный интеллект, и вследствие этого возникают неприятные ситуации в разных сферах нашей жизни.
Если учитель теряет "общечеловеческие ценности", то как он может чему-то учить?..
а кто сказал, что именно УЧИТЕЛЬ теряет ценности? Речь идет об обществе в целом. Хотя и среди учителей встречаются разные люди. Есть люди случайные в нашей профессии и это факт.
А как низкий уровень ЭИ связан с погоней за ИКТ и прочим?)
Если перечитать статью, то понятно, хотя и косвенно, что педагогу тяжело работать в той атмосфере, которую для своего работника создала администрация. Им нет дела до его душевного состояния, до его чувств, никак его не мотивируют.. Они не стараются облегчить его труд , не защищают его от нападков родителей, давая понять, что «на твое место найдется другой» и тд и тп. Так вот, если Вы внимательно прочли мой пост, то заметили бы, что упрек в низком ЭИ прозвучал в адрес именно таких руководителей. И ИКТ компетентности в их низком ЭИ не виноваты. Виновата их погоня за ".... . Отвечая на вопрос… Слово «продвинутость» взято в кавычки. Вот в этом контексте и прозвучало это слово. В кавычках. Как и «ИКТ-компетенности». Они были упомянуты наряду с другими-ностями. Тоже в кавычках. А кавычки, ну никак не связаны с Вами, с Вашей командой) Вы-настоящие, живые! P.S Было бы интересно подробнее узнать про людей- (не?) специалистов за «счастьем», что Вы имели ввиду.
Погоня не подготовленных людей-специалистов "за счастьем"...
Но основным потребителем моих знаний является моя команда. Каждому члену команды я говорю, что его или ее работа - не для денег, а для пользы обществу.
"Уполномоченное надзирать над учителем лицо" - что за новая должность? )
А что Вам, не нравится в этом словосочетании?
надзирать за учителем уполномочены (так они, по крайней мере, считают) все, кому не лень. И ,если Вы, Станислав, учитель общеобразовательной школы, то сомневаюсь, что не знаете о том, что надзирают и руководящие органы, и родители, и даже ученики позволяют себе провоцируя конфликт, снимать происходящее на камеру, а потом выкладывать в интернет, жаловаться во все инстанции. И, как обычно, виноват кто?...Учитель! Стоит заметить (я так понимаю, каждый из нас накладывает ситуацию на себя, принимает высказанное в комментариях за принесенную обиду по отношению к себе), что на личности я не перехожу, рассматриваю ситуацию в общем).
Я, например, надеюсь, что никто не обижается. Все мы в одной лодке. Хоть и играем в ней разные роли.
Современному ученику гораздо больше новейшей информации могут предоставить телевидение и Интернет. Стоит задуматься нам. ИКТ никому не мешает, просто нужно начать с перестройки своего сознания. Введение электронного журнала помогает не только выставлять оценки, но и предоставляет дополнительный материал к подготовке уроков, а общение с вами коллеги....
Много высказано по поводу "бесправного существа" - учителя (ср. Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остаётся только мечтать. Уинстон Черчилль). Не сторонник "жалений" самого себя, как и терминологии, отдающей УИС. Поэтому логично спросить: а как сделать учителя "субъектом правным"? Есть рецепты или предложения? Ждемс...
Даже если появится такой "рецепт", он не сработает на каждом. (Это можно сравнить с выпечкой. Рецепт будет один, пекарей 8 . И у каждого тесто получится разным) У учителя должен быть свой вариант...Возможно, этот вариант появится путем проб и ошибок.
казахстанская школа https://pandaland.kz/articles/moya-istoriya/kazahstanskaya-shkola-eto-shkola-vyzhivaniya-prezhde-vsego-dlya-samogo-uchitelya