Каждый человек на протяжении жизни пытается понять, что же на самом деле является фундаментальной причиной возникающих проблем человека и общества. В этой статье я постараюсь найти в трудах мыслителей известных времён и народов достаточно точно обозначение фундаментальной причины проблем человека и общества.
Общество искало причину проблем в формах общественного строя, предлагая описывать его в рамках понятия собственности. Но построить диалог по правилам логики через такое понятие как “собственность” не удалось, т.к. понятия личной и общественной собственности абстрактные и весьма условные. Собственность - право владеть, пользоваться и распоряжаться. Личной собственностью мы можем владеть, пользоваться и распоряжаться только в рамках нормативно-правовой базы, а значит общество определяет то, на сколько вещь будет личной. Понятие личной собственности очень условное. Общественная собственность - право каждого по отношению к предметам и явлениям владеть, пользоваться и распоряжаться. Как мы прекрасно понимаем, осуществить свои права относительно любого предмета и явления каждому собственнику принципиально невозможно. Для осуществления права владеть, пользоваться и распоряжаться мы доверяем часть своих прав другим механизмам (человеку, структуре управления, природным явлениям, механизмам - животные, насекомые, растения…, а также вычислительной технике). Раз мы вынуждены доверять часть своих прав "лично" кому-то, чему-то, то эти права становятся "личной собственностью" кого-то, чего-то. Следовательно, общественной собственности принципиально быть не может. Не даром в народе есть поговорка: "Общественное - значит ничьё", что подтверждает абстрактность и условность данного термина. Т.о. невозможно на данный момент искать причину проблем человека и общества в рамках существующих форм общественного строя (рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм, империализм).
Общество искало причину своих проблем в государственном строе, предложив описание разных форм территориального устройства, форм правления и политических режимов. По сути, виды государственного строя лишь отражают способ принятия решений. Но “Как вы не садитесь, в музыканты всё равно вы не годитесь”. Способ принятия решений практически не влияет на качество принимаемых решений. Только наличие конкретных знаний влияет на качество принимаемых решений.
Общество искало причину своих проблем в видах товарно-денежных отношений, описав их через плановую и рыночную экономики. Но по факту были описаны одинаковые товарно-денежные отношения, с разными названиями основных субъектов (государство и корпорация). Ведь в обеих вариантах ведётся планирование и присутствуют товарно-денежные отношения. Нет отличающего признака у этих видов экономики, а значит и выбирать не из чего.
Общество искало причину проблем в религиозных учениях, хотя любое религиозное писание несёт в себе просто искажённое описание событий, которые возможно когда-то происходили. Также описывает систему ценностей, культурные нормы того общества. Познакомиться безусловно полезно, но винить какое-либо религиозное течение во всех бедах человечества нет смысла, т.к. от этого нет конструктивного результата.
Общество искало причину проблем в “теориях заговора”, но при этом “забыло” про условия, которые породили “заговорщиков” и преступность. Таким образом предлагая лишь очередные способы борьбы с “мировым злом”. Системы наказаний практически не оказывают влияние на уровень преступности, а то и вовсе являются средой для выращивания преступников. Ведь этот подход не рассматривает условия формирования преступных моделей поведения, а значит и воздействовать как-либо на уровень преступности нет возможности.
Если наше мировоззрение на столько скудное, что мы убеждены, что дефицит неизбежен, а значит и борьба за "место под солнцем", то нашей ценностью будут средства получения благ (деньги, социальное положение). И наши цели и задачи в жизни будут направлены уже не на создание устойчивой изобильной среды обитания и формирование норм рационального поведения человека, а только на возможность “поближе сидеть у кормушки”. Поэтому, какие бы “благие” намерения у человека не были бы, как бы он не старался изменять товарно-денежные отношения, общественный и государственный строй, внедрять разные системы наказания, пытаясь решить проблему в рамках мировоззрения дефицита, он лишь поменяет “вывески” структур и методы их работы.
Наше мировоззрение на данный момент позволяет искать решения только в рамках справедливости, передела имущества, захвата власти, финансовой пирамиды, демократии, фашизма, патриотизма, и других абстрактных фантазий. Мы ищем решения в наших заблуждениях, оторванных от процессов предметного мира. Естественно, не имея однозначных представлений о причинах и следствиях, мы принимаем такие же абстрактные, недостижимые, “пустые” цели (например, цель деятельности - извлечение прибыли).
Наше мировоззрение не содержит даже малейших представлений о том, что мы на самом деле строим и для чего. Именно поэтому основной причиной наших проблем я обозначил именно мировоззрение, а уж потом систему ценностей, цели и задачи человека и общества.
Мы часто боремся со следствием, а не устраняем причину, боремся против чего-то, не давая отчёта, а за что мы боремся на самом деле. Любые знания, устройства, технологии, системы, виды общественного строя, правила…, которые мы создаём можно применять как во благо, так и во вред. У этих знаний, технологий, систем... нет “вины” в наших бедах.
Исходя из вышеизложенного можно понять, что фундаментальной причиной как бед, так и прогресса человечества является мировоззрение. Следовательно, изменить что-либо возможно только на уровне мировоззрения. Если человек поймёт принципиальную возможность изобилия и достатка, то ценность в его жизни будут иметь: познание мира, воплощение мечты, совершенная устойчивая богатая среда обитания, творчество... А значит и цели и задачи он будет ставить на познание мира, совершенствование среды обитания и т.д. Чтобы иметь мировоззрение изобилия нужно иметь достаточно большое количество системно связанных знаний и навыков (богатое и детальное наблюдение природных явлений), которые позволяют понять, как путём планирования, рационального распределения ресурсов и использования природных явлений можно создать устойчивую изобильную среду обитания и сформировать нормы рационального поведения человека.
Спасибо за информацию
Если призадуматься , то причин много .
Согласен. Человек не идеален. У него есть много недостатков. Но даже с ними можно что то придумать чтобы банально выжить и не грызть друг друга в масштабе миллионов.