В рассказе “Приключения картонной коробки” Холмс демонстрирует способность “проследить за ходом невысказанных мыслей своего компаньона”, делая выводы о последовательности мыслительных процессов из наблюдений за сопровождающими их группами микроповеденческих ключей.
Холмс утверждает, что “ход рассуждений” одного человека может быть “прочитан” другим человеком по проявлениям в его физическом облике, “и особенно по глазам”.
Поза
Поза оказывает существенное влияние на внутренние процессы человека и одновременно отражает их. Исследователи обнаружили, что в процессе визуализации человек, как правило, старается находиться в прямом положении. Когда люди слушают, они, как правило, слегка откидываются назад, скрещивают руки на груди или склоняют голову набок. Когда люди испытывают эмоции — неважно, позитивные или негативные, — они обычно подаются вперед и дышат глубже.
Тон и темп речи
Относится к невербальным аудиальным ключам. Когда люди визуализируют, они обычно говорят немного быстрее и более высоким тоном. Когда переживают эмоциональное состояние, голос становится тише, а речь — медленнее. Тон и темп голоса могут служить знаками для запуска познавательных процессов. Люди начинают активней прислушиваться, когда у собеседника изменяетя мелодика голоса, тон, темп и ритм и речи.
Жесты
Часто люди жестами указывают на органы чувств, наиболее активные в данный момент. Они подносят руки к глазам, когда пытаются что-либо визуализировать или понять. Жесты направлены в сторону ушных раковин, когда люди слушают или стараются услышать что-либо. Люди касаются рта в процессе вербального мышления. Когда человек прикасается к груди или животу, это, как правило, служит знаком эмоциональных переживаний.
Движение глаз
Они рассматриваются как окно в сознание. Направление взгляда человека может послужить важным внешним ключом. Взгляд, устремленный вверх, как правило, сопутствует визуализации. Как было упомянуто ранее, в приводимом Ватсоном описании Холмса “с устремленным в потолок мечтательным взглядом с поволокой”. Движение глаз в горизонтальной плоскости происходит, как правило, в процессе слушания. Взгляд, опущенный вниз, сопровождает эмоциональные переживания. Глаза, повернутые влево, часто говорят о процессе вспоминания, вправо — о работе воображения.
Речь
Относится к языковым процессам. Например, некто может сказать: “Я просто чувствую, что здесь что-то не так”. Это утверждение указывает на иную (кинестетическую) сенсорную модальность, нежели высказывание: “До меня доходит масса недоброжелательных откликов об этом замысле” (аудиальная), или “Что-то мне говорит, что надо быть осторожней” (вербальная), или “Мне это абсолютно ясно” (визуальная). Все эти утверждения указывают на вовлеченность в познавательный процесс различных сенсорных модальностей.
Развить наблюдательность такого рода — отслеживать стратегии вспоминания или принятия решений. Например, объясняя кому-нибудь дорогу, диктуя номер телефона или сообщая иную информацию, требующую запоминания, наблюдайте за микроповеденческими ключами своего собеседника, когда он поглощен процессом запоминания информации.
Каким образом он меняет положение тела, стоит ли он прямо и, если наклоняется, то в какую сторону, — вперед, назад, вправо или влево? Если, например, вы объясняете дорогу, кинестетически ориентированный человек может в буквальном смысле ориентировать свое тело в различных направлениях и жестикулировать во время ваших объяснений.
Не употребляет ли человек непроизвольно междометия типа “Хмм...”, “Ага...”, не шевелит ли он беззвучно губами, как бы проговаривая что-то про себя? Вербально ориентированная личность может несколько раз повторить услышанное.
Какова его жестикуляция, если он вообще жестикулирует? Прикасается ли он к лицу, к голове или туловищу?
Уделяйте особое внимание глазам и их движению. Когда человек думает или вспоминает, куда он начинает смотреть — вверх, в сторону, вниз? Что это может сказать об особенностях его мышления?
Интересно
Очень интересная тема. Захотелось подробнее изучить эти процессы. Буду искать подходящую литературу. Спасибо.