Рынок труда и характер многих профессий изменились. Сегодня рабочим на производстве необходимо обладать знаниями компьютерных систем и математики, однако большинство из них не получают высшее образование и не обладают нужными навыками. Решить проблему поможет производственная практика сразу после школы, считает корреспондент The New York Times Джеффри Селинго.
После того, как немецкая компания Siemens Energy открыла в Северной Каролине завод по производству газовых турбин, на 800 открытых вакансий откликнулось 10 000 человек. Но менее 15% кандидатов прошли тесты по чтению, письму и математике. По словам главы Siemens U.S.A. Эрика Шпигеля, фабрики компании заполнены компьютерами — они встречаются каждые 10 м. «Рабочие на производстве должны обладать большим количеством навыков, чем раньше. В Siemens нет работы для выпускников школ без образования», — подчеркнул Шпигель.
The New York Times отмечает, что требования к современным рабочим действительно возросли. Им все чаще приходится работать с компьютерами, и отсутствие образования мешает им осваиваться на рабочем месте.
Siemens не единственный пример этой тенденции. Похожая ситуация наблюдается и в автосалонах John Deere, в которых ремонтируют дорогостоящее сельскохозяйственное оборудование, напичканное умными приборами. Для починки трактора или комбайна механик должен быть знаком с высшей математикой, а также должен уметь быстро оценивать и решать проблемы. На современном производстве компьютер заменяет рабочим ящик с инструментами.
По данным Национального квалификационного союза (The National Skills Coalition), профессии среднего уровня в сфере компьютерных технологий, здравоохранения, строительства и производства составляют 54% всего рынка труда. Но только 44% рабочих обладают нужными навыками.
Решением проблемы, считает автор статьи Джеффри Селинго, может стать производственная практика. И Siemens, и John Deere вводят подобные программы для обучения сотрудников. В 2011 году Siemens запустила четырехлетнюю программу для старшеклассников, которая включает производственную практику и получение диплома младшего специалиста по мехатронике от одного из локальных колледжей. После окончания обучения выпускники получают работу с окладом в $50 000 в год и не остаются в долгах, как это часто бывает после окончания колледжа.
В США производственная практика долгие годы ассоциировалась только со строительным трудом и рабочими союзами, хотя во многих странах подобная система используется уже долгие годы и в разных областях.
Один из примеров — Швейцария, в которой после окончания девяти классов учащиеся могут выбрать академическое или техническое направление. Только 20-30% старшеклассников выбирают академический путь. Около 70% учащихся получают техническое образование по одной из 230 специальностей. С 10-го класса ученики начинают работать с компаниями, а также проходят у них обучение. Практика при этом оплачивается. Благодаря этому уровень безработицы среди молодежи в Швейцарии самый низкий в Европе. В США, как и в России, по-прежнему считается, что отказ от обучения в колледже — это конец.
Эксперты полагают, что производственная практика должна стать нормой и приобрести более привлекательный статус. Только так удастся сдержать темпы безработицы в условиях четвертой промышленной революции. Как показало исследование Государственного университета Болл, 9 из 10 рабочих мест, утраченных с 2000 года, исчезли из-за автоматизации, а не из-за рабочей силы из других стран. Эксперты считают, что решить проблему в будущем позволит только непрерывное обучение.
Полезная информация