Когда ребёнок идёт в школу, он не выбирает ни предметы, ни учителя, ни одноклассников, поэтому ему часто приходится заниматься деятельностью, к которой он не готов и которая пока не в сфере его интересов. В естественных условиях интерес формируется самостоятельно, без давления извне. На вопрос ребёнка: «Зачем мне это знать?» родители уклончиво отвечают что-то про обязательную программу, что если он не выучит это, то дальше будет сложнее, — вещи, непонятные для детей.
Непонимание «зачем» мешает осознанию своих истинных интересов, а навязывание программы только ухудшает ситуацию. У каждого ребёнка есть базовая потребность в заботе и понимании со стороны родителей. Но многие взрослые упускают этот момент, стараясь сделать детей хорошим учеником, которого хвалят учителя. Здесь уже удовлетворяется потребность педагога учить послушных, покладистых отличников, интересы ребёнка не учитываются вовсе. Возможно, ему вообще не нравится учительница, а в классе он чувствует себя неуютно среди толпы детей.
Желание иметь статус хорошего родителя выливается в итоге в отчуждение и одиночество ребёнка. Такое поведение взрослых, когда в приоритете всегда учительское мнение, приводит к тому, что ученик закрывается. Единственное, что он выносит из опыта школьной жизни – это важность оценок и других успехов, а не его самого. То есть без этих достижений его не любят.
А что нужно ребёнку? Ему необходимо признание его чувств, принятие его личности во всех проявлениях. Ведь человек – не робот, он не может быть всегда в радости или хорошем расположении духа. Так же и ребёнок, он имеет право и погрустить, и покапризничать. Ему очень важно, чтобы его любили всяким – и раздражённым, и уставшим. Только проблема в том, что большинству родителей не удобны такие проявления личности своего чада, а в стремлении к идеалу зачастую теряется здравый смысл.
Оценки в школе – это искусственный мотиватор, причем не самый лучший. Так же ученики хотят выглядеть авторитетно в глазах одноклассников и любимого учителя: подстраиваться под других людей дети учатся со школьной скамьи. Истинная мотивация к обучению – это естественное любопытство и интерес ребёнка к чему-либо, и в школе очень редко удаётся добиться именно её.
Всем известно выражение «Ничто так не мотивирует, как экзамен через три дня». В этой фразе заложен весь смысл и абсурд школьного обучения. Учиться ради написания контрольной, сдачи экзамена – а как же знания? Получается, в школе они не важны, или, по крайней мере, учителя не умеют сделать так, чтобы было интересно.
Светлана, www.poznaysebia.com
Мотивация - это стимул.
Это да. Некоторые источники утверждают, что главное- дисциплина, потом и мотивация будет. Согласны ли вы с этим?
В начальной школе у меня мотивация была тапочкой по ..... А потом когда я была одной из лучших, и при моей низкой самооценки это был хорошей стимул показать себя
)))
Спасибо