В Казахстане живут сотни детей, по разным причинам оставшихся без попечения родителей. Государство предоставляет им кров, еду и внимание воспитателей, но жизнь детей вне семьи остается неполноценной. Силами только одних специалистов специальных учреждений проблемы детей-сирот не решить. Каждый воспитанник мечтает обрести семью.
В соответствии с Конституцией Республики Казахстан брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Республика Казахстан подчеркивает приоритет семьи и семейного воспитания, закрепляя конкретные нормы о праве ребенка на надлежащее семейное воспитание в законодательстве.
Национальный и международный опыт подтверждает, что благополучие детей, их нормальное развитие и воспитание оказываются возможными, прежде всего, при воспитании в семье.
Согласно докладу о положении детей Министерства образования и науки Республики Казахстан, на данный момент в республике действуют 16 детских домов семейного типа и 13 детских деревень семейного типа.
В учреждениях государственной поддержки детства создаются необходимые условия для обучения, развития способностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функционируют 146 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С 2015 года во исполнение поручения главы государства о выработке мер по поощрению усыновителей выплачивается единовременное государственное пособие в размере 75 МРП в связи с усыновлением ребенка.
Согласно статистическим данным, из выявленных и определенных в семьи казахстанских граждан в 2014 году 47,6% (4621 ребенок) составляют дети в возрасте от 0-6 лет. Из них 81% (3723 ребенка) сразу же определяются в семьи казахстанских граждан под опеку, попечительство, патронат, усыновление.
При этом из 1575 выявленных детей в возрасте от 0 до 3 лет казахстанскими гражданами усыновляются 1567 детей, что составляет 99,4%.
Ежегодно около 3 тысяч детей попадают в детские дома. 7395 (80,4%) детей, находящихся в детских домах, составляют дети в возрасте от 7 до 18 лет, соответственно лишь 19,6% детей (1797 человек) – дети в возрасте до 6 лет.
Глава государства в Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 2012 года и на церемонии награждения победителей Национального конкурса «Мерейлі отбасы» 2014 года отметил необходимость принятия конкретных мер, направленных на повышение благополучия детей и создание условий по их всестороннему развитию.
Особое внимание главой государства уделено улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализации их права жить и воспитываться в семье.
Сегодня в Казахстане более 5 млн. детей, из них более 130 тысяч детей с ограниченными возможностями, более 28 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8066 воспитываются в детских домах. Каждый из них нуждается в правовой защите.
С учетом поручений главы государства в апреле 2016 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка».
На законодательном уровне создана правовая основа для развития альтернативных форм семейного устройства воспитанников детских домов, ведется формирование республиканской базы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для их дальнейшего обретения семьи.
Новшеством законопроекта является введение в Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» новой формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как «гостевая семья».
Гостевая семья – семья, которая на основе договора может принять детей в гости на каникулы, выходные и праздничные дни (в периоды, не связанные с образовательным процессом).
Данная форма позволит нашим гражданам, приглашая воспитанников детских домов к себе в гости, в дальнейшем взять их к себе на воспитание в семью (усыновление, опека, попечительство и патронат). В 2015 году в гостевые семьи казахстанских граждан было передано около 2 тысяч воспитанников детских домов.
Законопроектом определен механизм передачи в гостевую семью ребенка. Предусмотрено обязательное наличие договора о передаче ребенка в гостевую семью, определяющего права и обязанности гостевого воспитателя, условия проживания, воспитания ребенка, а также основания для досрочного расторжения данного договора и др.
Для социализации воспитанников детских домов, получения опыта жизни в семье законодательно закреплена еще одна альтернативная форма устройства воспитанников детских домов – приемная семья.
Приемная семья – это мини-детский дом на базе семьи, семья, принявшая на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Это форма устройства воспитанников детских домов на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями о передаче детей на воспитание в семью, поддержка которых будет осуществляться через перераспределение денежных средств, направляемых из местного бюджета на содержание детей в детских домах.
Приемная семья может принять на воспитание не менее четырех и не более десяти детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением братьев и сестер. Передача приемным родителям осуществляется с учетом мнения ребенка, ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан только с его согласия.
Также следует обратить внимание на изменение сроков государственной регистрации рождения ребенка. Заявление о рождении ребенка должно быть подано его родителями либо другими заинтересованными лицами в регистрирующие органы не позднее трех рабочих дней со дня его рождения, а в случае рождения мертвого ребенка заявление не позднее одного рабочего дня с момента родов подается ответственным должностным лицом медицинской организации.
В случае рождения ребенка за пределами Республики Казахстан заявление должно быть подано родителями либо другими заинтересованными лицами в загранучреждения Республики Казахстан не позднее двух месяцев со дня его рождения.
Стоит отметить, что еще одной новеллой Закона является устранение возрастных барьеров при усыновлении, по которой исключен максимальный предельный возраст усыновителей. Согласно предыдущей норме кодекса разница в возрасте между усыновителем и усыновленным ребенком должна была быть не более 45 лет.
Пересмотрен порядок усыновления иностранными гражданами. Первоочередное право предоставляется родственникам независимо от гражданства и места жительства, затем гражданам РК, постоянно проживающим на территории РК, и только в случае, если ребенок не может быть усыновлен ими, может быть передан на усыновление иностранцам.
Законопроектом также вносится ряд норм, ужесточающих требования к гражданам, воспитывающим детей.
Предусмотрен запрет на право усыновления, патроната, опекунства (попечительства) для лиц, имеющих непогашенную или имеющих судимость за такие преступления как убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.
Кроме этого внесены поправки в ряд кодексов: Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, «Об административных правонарушениях», «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Основная цель поправок – это усиление ответственности лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в части исключения возможности их условного осуждения, освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, замены неотбытой части наказания более мягким видом, а также с 2018 года введения принудительной меры медицинского наказания в виде химической кастрации.
К сожалению, сегодня имеют место быть факты продажи детей с целью их усыновления, в связи с отсутствием прозрачности системы учета детей, оставшихся без попечения родителей.
Законопроект предусматривает создание Республиканского банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащий документированную информацию о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.
Данная система обеспечит взаимодействие государственных органов на центральном, местном уровнях, а также с загранучреждениями РК, позволит в режиме реального времени отслеживать соблюдение законодательства о защите прав детей, улучшит контроль за детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, в реализации их прав. Также уточнены вопросы конфиденциальности и производной информации персональных данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также о гражданине, желающем принять детей на воспитание в семью. В то же время законом предусмотрена норма, позволяющая организациям, занимающимся вопросами защиты прав детей, получать производную информацию о детях данной категории, находящихся в республиканской базе данных.
Все это позволит обеспечить исключение возможности торговли детьми или информацией о них; исключение злоупотреблений в сфере передачи детей на усыновление, под опеку или попечительство, на патронатное воспитание; возможность постоянного мониторинга процессов передачи детей на усыновление, под опеку или попечительство; осуществление сбора достоверной информации о потенциальных усыновителях, опекунах, попечителях и патронатных воспитателях; распределение функций контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в сфере защиты прав детей между государственными органами и институтами гражданского общества.
Кроме того, предлагается усилить требования к аккредитованным международным агентствам по усыновлению, осуществляющим процедуру международного усыновления в нашей стране.
Внесенные изменения в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» усиливают меры ответственности за нарушение порядка и сроков представления сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в передаче на усыновление (удочерение), под опеку, патронат на воспитание в семьи физических лиц, незаконное разглашение сведений и нарушение порядка ведения республиканского банка данных детей-сирот, и предусматривают административную ответственность (штраф в размере 30 МРП).
Создание благоприятного режима для воспитания детей в семьях, создание и расширение условий по опеке и попечительству, патронатному воспитанию, а также сокращение количества детей, находящихся в Домах ребенка, детских домах, позволят укрепить институт семьи, повысить правовую и нравственную культуру общества.
В Северо-Казахстанской области накоплен определенный положительный опыт. С целью устройства детей в семьи ежеквартально в детском доме города Петропавловска проводится праздник «Қуан, сәби», на который приглашаются родственники детей, а также люди, которым не безразлична судьба детей-сирот. В результате постоянного общения с детьми многие из них оформляют документы и берут детей в выходные дни, праздничные и каникулярные дни.
С 2008 года 32 ребенка переданы под опеку, 9 детей — на патронатное воспитание, 11 воспитанников усыновлены, 24 переданы в кровные семьи.
Принять в семью ребенка — ответственное и хлопотное дело. Не каждый может отважиться на это. Но реалии нашей жизни таковы, что много детей остается без материнской любви, теплого семейного очага. Какие бы хорошие условия ни были созданы в Домах малюток и детских домах, они никогда не заменят семью. Дети ждут и мечтают жить в семье.
Республика Казахстан подчеркивает приоритет семьи и семейного воспитания, закрепляя конкретные нормы о праве ребенка на надлежащее семейное воспитание в законодательстве.
В Казахстане живут сотни детей, по разным причинам оставшихся без попечения родителей
Дети - это наше будущее общество. Это богатство нашей страны.
А все ли дети, которые воспитываются в семьях счастливы. Часто даже дети обеспеченных родителей, у которых все есть не получают тепла, любви и радости в доме. Может и об этом стоит задуматься