На самом деле мы любим и уважаем родителей, но иногда они забывают, что учитель, к сожалению, не всесилен. Именно таким родителям посвящен этот текст.
“Особенные”
“Да, ваш ребенок особенный, но не более, чем остальные дети в классе”.
“Нет, ваш ребенок не настолько особенный, чтобы пренебрегать выполнением домашнего задания, приходить не вовремя и не следовать общим правилам”.
“Да, у меня тоже есть дети. Мои дети - мой мир, но нужно оставаться достаточно здравомыслящими, чтобы понимать, что они - центр конкретно вашей вселенной, а правила распространяются абсолютно на всех.”
Примерно такую цепочку мыслей и ответов рождают разговоры с “особенными” родителями. Этот тип в большинстве случаев вызывает просто моментальную усталость от того, что приходится монотонно разъяснять такие простые жизненные истины. “Особенные” имеют непоколебимую веру в то, что их драгоценное чадо не способно совершать проступки и быть нечестным, но в реальности подобная манера воспитания чаще всего вырабатывает именно такой стиль поведения ребенка.
“Лежачие камни”
Абсолютно все родители мечтают о том, чтобы их дети учились хорошо и показывали самые высокие результаты. “Лежачие камни” хотят того же, что и все остальные, но не желают прикладывать к этому никаких усилий. Они убеждены в том, что вклад родителей не играет особой роли в процессе обучения даже самых младших школьников. Вместо того, чтобы, например, проверить домашнее задание своего ребенка, они обязательно найдут множество обходных путей, которые позволят им быть минимально вовлеченными в данный процесс. При этом требования к детям и их учителям будут максимально завышенными.
“Эксперты по чрезвычайным происшествиям”
Какая бы проблема ни возникла у ребенка, учащегося в вашем классе, эти родители, в попытке решить вопрос, просто пропускают этап разговора с учителем и направляются прямиком к директору. Будучи вызванным “на ковер”, вы ломаете себе голову, в чем же причина очередной неловкой беседы. Вы вроде бы сдали все отчеты, неплохо провели открытые уроки, да и аттестацию прошли без особых проблем… Где же вы совершили промах? Ответ оказывается до боли простым - на вас просто “нажаловались”. Вы снова стали жертвой этого типа родителей и самое обидное то, что суть проблемы вам излагают именно в присутствии директора, ведь иначе вы услышите их слова недостаточно внятно и “не примете никаких мер”. Чаще всего вы об этой проблеме слышите впервые, а еще чаще, виновным в сложившейся ситуации является чадо “эксперта”, но этот момент упускается.
“Снежный человек”
Вы знаете, что они существуют, но никогда их не видите. Иногда вам даже приходится сомневаться в существовании этих родителей, но краткие ответы на ваши вопросы по телефону ненадолго рассеивают эти сомнения.
“Без границ”
Позвонить вам в 11 вечера? Да без проблем! Задать неудобный вопрос, касающийся вашей личной жизни? А что здесь такого?
Этот тип родителей не чувствует себя неловко, если вторгается в вашу личную жизнь и свято верит в то, что ваша профессиональная деятельность не заканчивается за пределами школы.
“Нависающие”
Эти родители способны нависать над вашей головой словно огромная грозовая туча. Их присутствие настолько всепоглощающее, что после освобождения от их оков, вам приходится чуть ли не вспоминать как вас зовут и чем вы занимались до того, как имели диалог с ними. Возможно, иногда вы даже задаетесь вопросом не умеют ли они телепортироваться, так как “нависающие” преследуют вас всегда и везде, пытаются контролировать каждую мелочь и могли бы запросто рассказать вам, как правильно работать. При их наступлении, вы не успеете вставить ни единого слова в свою защиту.
После встречи с “нависающими” всегда хочется сделать пару глотков свежего воздуха, так как этот тип родителей буквально душит своим напором. “Нависающие” не дают своим детям никакого личного пространства и даже шанса быть хоть немного самостоятельными. Они не дают возможности ребенку завязать собственные шнурки, разобраться с заданиями и совершить пару незначительных ошибок. Любая поездка с классом, творческое задание и тому подобное, как по взмаху волшебной палочки, приносит “нависающего” в ваш кабинет для уточнения всех мельчайших деталей и подробностей.
“Big Boss”
Всякий раз этот тип родителей пытается указать вам на то, что ваше место находится где-то ниже плинтуса. Эти родители видят в вас не партнера, который помогает им в воспитании их детей, а подчиненного, который должен заслужить их уважение.
“Травмированные”
По неизвестным причинам, этот тип родителей воспринимает учителей как врагов. Им кажется, что в школе работают от безысходности лишь те, кто по каким-то причинам не нашел себе более престижную работу, а значит является либо неудачником, либо просто непригодным для “нормальной” работы человеком. К тому же, скорее всего, еще в детстве у “травмированных” не заладились отношения с учителями и, с тех пор сформировалась позиция жертвы, которой нужно защищаться. Поэтому, любое ваше замечание, предложение или просьба воспринимается в штыки или порождает агрессию.
И все же, с каким бы типом родителей не приходилось сталкиваться, вам непременно нужно смириться с фактом того, что вы не просто учитель, а и ловкий менеджер, свой личный адвокат и заслуженный актер современного театра и кино.
Освойте одну из техник медитаций, управления гневом или сброса отрицательных эмоций, а еще лучше — просто постарайтесь не принимать ничего на свой счет и думать лишь о положительных сторонах вашей работы, ведь помимо этих 8 несносных типов, есть и просто замечательные неравнодушные родители, всегда готовые сотрудничать ради успеха “ваших” с ними детей :-)
Покоя, удачи и крепких вам нервов, дорогие коллеги!
https://mega-talant.com/blog/8-nevynosimyh-tipov-roditeley-vyzyvayuschih-nastoyaschuyu-golovnuyu-bol-u-uchiteley
Вы правы! Учитель должен найти подход к каждому родителю. А родителям, в свою очередь, необходимо понять, что мы делаем одно общее дело, мы в одной упряжке. Секрет успешного общения учителя с родителями учащихся очень прост: ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ!
Помогите разобраться с ситуацией. Ребенок недавно переехал из другого места. На все предметы есть одна тоненькая тетрадь в линейку (тетрадь необходима к клетку). Нет тетрадей для контрольных и лабораторных работ. Я на свои деньги купила тетради и ему и его сестре (оказалась, что семья многодетная). На уроках он в этой тетради рисует, меня не слышит, на вопросы не отвечает. Подошла сестра, я ей все объяснила. Позвонила мама классному руководителю, что я третирую ее сына, так как ставлю "2". И если я не поставлю ему "3", то она как многодетная мать пойдет в вышестоящие органы и мне, по ее словам, "там покажут". То есть прийти в школу и поговорить со мной ей некогда, а в вышестоящие органы сразу же находится и время и силы. Жаль, что я еще учебники ей не купила.
Мама Вашего ученика относится к типу "травмированные". Видимо, в школе, где раньше учился её сын, отношения с учителями не были налажены. Требования педагогов, скорее всего, игнорировались и там. Думаю, Вам обязательно стоит встретиться с ней лично. Пригласите её в школу, но ни в коем случае не начинайте разговор с претензий. Попросите маму помочь Вам установить контакт с мальчиком. Она должна понять, что Вы действуете из добрых побуждений, и Ваше желание подружиться с новым учеником является искренним. Скажите, что очень хотите этого, но у Вас пока не получается.