Сергей Волков — о том, почему дети не должны сами формулировать тему урока
Глава центральной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по литературе, школьный учитель и преподаватель НИУ ВШЭ Сергей Волков рассказал в фейсбуке, почему не все современные подходы в образовании одинаково хороши. Он уверен, что «внутренний запрос на знание» у школьников не должен определять темы уроков. «Мел» публикует текст полностью.
Сейчас модным и современным считается, если дети на уроке сами формулируют тему предстоящего разговора. Это типа означает, что у них есть внутренний запрос на знание и оно пойдет им впрок. А если запроса нет, то всё последующее полагается вредным — как кормёжка человека, который не голоден. Если сегодня вы начнете урок так: «А сейчас мы с вами поговорим о „Маленьких трагедиях“ Пушкина» — вон из школы, консерватор и ретроград. У детей у самих должна быть потребность поговорить о «Маленьких трагедиях», слепец и насильник. Причем именно к этому уроку, который у тебя запланирован еще перед началом учебного года.
Читаю некий медицинский труд и нахожу в нем внезапную отсылку к Кастанеде — как бы ответ модным и современным представлениям в образовании: «Дон Хуан говорил, что только треснувший кувшин хочет учиться. Это означает, что, изъявляя желание обучиться чему-то сами, мы входим в новое знание, уже преследуя свои корыстные цели. Это мешает нам достичь совершенства в познании. Дон Хуан считал, что ввести человека в новую систему знаний должен другой человек, причем не просто указать направление, а заманить его туда. Только тогда человек погружается в это знание абсолютно нейтральным и способен постичь его».
Дребезжат современные подходы, как треснувший кувшин, по которому постучали карандашиком. Спасибо, дон Хуан. Я за то, чтоб заманивать и заманиваться. Я за человека, за которым хочется идти. Для завершения триады я должен быть за что-то еще, но без кофе никак не соображу, за что именно.http://mel.fm/2017/04/21/urok
Нужно подумать
Согласна с тем, что самостоятельное определение и формулирование темы урока учениками не является показателем мотивации к получению нового знания. Не на каждом уроке это уместно. Не вижу ничего плохого и страшного в том, чтобы самой объявить тему урока, и делаю это довольно часто. А если учесть, как "грамотно" иногда сформулированы темы уроков в КТП, которые нам спускаются свыше, то задача эта для учеников и вовсе неразрешимая).
про "грамотность" тем в КТП -в самую точку! Дети будут гадать пол урока... в время не ждет, к сожалению.
Да, не все технологии приемлемы для наших школ. И постановка темы и целей учениками особенно.