Школьникам по всему миру задают так много, что родители устали возмущаться. Но несмотря на все разговоры, домашние задания никто не отменяет. Часто подростки даже не догадываются, что сами усложняют себе жизнь, принимаясь за работу в неудачное время или делая паузы в неудачные моменты. О 10 типичных ошибках при подготовке «домашки».
1. Пытаться успеть все сразу
Реферат по истории задали месяц назад, топик по английскому — на прошлой неделе, но поскольку сроки не поджимали, выполнение откладывалось и откладывалось, пока не оказалось, что сделать все нужно к утру, а помимо истории и английского на завтра есть еще алгебра и русский язык. Приходится в панике хвататься то за реферат, то за текст, то за упражнения. Но и так понятно, что даже если все-таки успеть подготовить задания к началу уроков, получится плохо, да и вряд ли удастся хорошо представить работу — после бессонной-то ночи.
Типичная ошибка многих школьников — не следить за тем, когда и сколько заданий придется сдавать. Это дает возможность наслаждаться «пустыми» днями, но потом приходится работать в режиме аврала. Чтобы избежать необходимости делать все сразу, стоит заранее составлять список дел на ближайшее время и равномерно распределять их по дням.
2. Стремиться к идеалу
Бесконечные работы над ошибками и переписывания «начисто» в начальной школе приучили нас к тому, что необходимо достигать идеального результата, без единой помарки, опечатки и неточности. В некоторых случаях такая скрупулезность оправдана: от вашей внимательности может зависеть, например, количество баллов на ЕГЭ. В большинстве же ситуаций нет никакой необходимости тратить столько усилий на проверку незначительных деталей. Обращая слишком много внимания на мелочи, вы можете застрять на одном упражнении и потратить на него все время и все силы. Лучше сосредоточиться на сути заданий и успеть больше за меньший срок. Руководствуйтесь законом Парето: 20% усилий приносят 80% результата.
3. Откладывать учебу на последний момент
Сложно заставить себя сесть за домашнюю работу сразу после школы. Но после обеда и отдыха мозг расслабляется, и заниматься хочется еще меньше. В итоге многие начинают учиться уже глубокой ночью или даже утром, перед уроками. В первом случае это плохо потому, что человек уже устал, глаза слипаются, и работу часто приходится переделывать. Во втором случае появляется ощущение тревоги: времени остается совсем мало, а нужно так много успеть. Стресс и спешка тоже приводят к неточностям.
Гораздо лучше определить самое продуктивное время для подготовки и раз и навсегда выделить его непосредственно под учебу. Разным людям удобно делать задания в разное время суток: кому-то проще заниматься этим вечером, кому-то — утром. При составлении плана домашних занятий стоит учитывать свои особенности, но не использовать их как причину отложить выполнение работы.
4. Учиться параллельно общению в соцсетях
Когда не хочется садиться за домашнюю работу, велико искушение дать себе поблажку: «Да, я делаю упражнения по ненавистной химии, но параллельно буду смотреть новый сезон сериала» или «Я выучу слова из урока по немецкому, но при этом буду переписываться с одноклассниками». Кажется, что так веселее, да и разум не так сильно напрягается: вы же постоянно переключаетесь.
В действительности ваше внимание сильно рассеивается, и в конечном итоге вы и работу выполняете плохо, и от общения или сериала не получаете удовольствия. Лучше сконцентрироваться только на домашних заданиях, что позволит выполнить их хорошо и быстро, а потом, в качестве награды, заняться более приятными делами.
5. Прокрастинировать
Когда совесть не позволяет отложить домашнюю работу, но и желания делать ее нет, человек иногда использует альтернативный способ избегания — прокрастинацию. Вы вроде как намерены сесть за выполнение заданий, но решаете сперва подготовить стол, наточить карандаши, проверить, пишут ли ручки. В процессе вы вдруг вспоминаете, что давно планировали позвонить бабушке или обещали прибраться в комнате. Казалось бы, вы не ленитесь и заняты работой, просто... другой.
Чтобы избежать подобных ситуаций, стоит определить конкретный момент старта и в дальнейшем следить за тем, чтобы не отвлекаться на посторонние занятия, пока необходимый объем работы не будет выполнен.
6. Работать без временных рамок
Существует принцип, согласно которому дело занимает ровно столько времени, сколько вы на него отводите. Но, скорее всего, вы не выполните всю работу за пять минут, даже если будете очень стараться. Тем не менее, если ограничения разумны, это правило работает отлично. Без временных рамок вы будете заниматься неспешно, лениво, периодически отвлекаясь на другие дела, и это создаст впечатление, что времени еще много и нет нужды напрягаться.
Но несмотря на ощущение расслабленности, так вы все равно изматываете себя, а времени на отдых и развлечения, которые позволят восстановить силы, не остается. Если же вы ставите себе временные рамки, то начинаете работать эффективнее и выполняете задачи в разы быстрее и иногда и качественнее.
7. Трудиться непрерывно
Другая ошибка — пытаться сделать все за один присест. Может показаться, что лучше быстро выполнить все и идти отдыхать. Вы в быстром темпе делаете упражнения по физике, переходите к сочинению по литературе, а сразу после него — к географическим картам по географии. Такой подход позволяет быть в тонусе, однако разум способен концентрироваться лишь ограниченное количество времени, после чего следует неизбежный спад: вы сами не замечаете, как замедляетесь, а качество работы падает.
Гораздо лучше перемежать периоды активности с кратковременным отдыхом. Например, использовать метод «Помидора»: учиться по таймеру по принципу 25 минут трудимся, 5 — отдыхаем.
8. Не прибираться на рабочем месте
Подростки часто недооценивают важность удобного и чистого рабочего пространства. Но захламленный стол мешает трудиться. Физически сложно выполнять домашнюю работу, если некуда положить тетрадь и учебник, а при попытке достать с полки книгу оттуда сыплются фантики и клочья пыли. К тому же, когда рядом много лишних предметов, в разы возрастает вероятность того, что вы на них отвлечетесь. Вы можете вспомнить, что не слушали диск, который валяется на столе, или решить подправить макияж, раз уж тушь под рукой. При этом на поиски необходимого — циркуля, линейки, учебника — будет уходить слишком много времени.
Приучите себя перед началом занятий убирать со стола все лишнее, а нужные предметы, наоборот, класть неподалеку. Это позволит не только сэкономить большое количество времени, но и не даст в дальнейшем выпасть из процесса.
9. Садиться за работу сразу после школы
Когда вы только вернулись с уроков, разум еще трудится над событиями прожитого дня, и мотивация работать дальше может быть довольно высокой. С одной стороны, такое состояние можно использовать с толком, с другой, за время уроков успевает накопиться усталость. Даже если вы из тех, кто даже после целого дня в школе полон сил, сделайте короткий перерыв на обед и небольшой отдых. Это позволит ненадолго переключиться и восстановить силы.
10. Выполнять важные задачи формально
Говоря начистоту, все мы знаем, что часть домашней работы не требует глубокого погружения в тему. Подобные задания можно смело выполнять ровно так, как это необходимо. Трудности возникают тогда, когда вы начинаете относиться подобным образом к профильным предметам и важным задачам. Если времени не хватает, можно сделать реферат по ОБЖ спустя рукава, но если вы будете так относиться к ЕГЭ, это может обернуться катастрофой.
К тому же стоит осознавать, что для полного понимания предмета и хорошей учебы в вузе одних школьных уроков, скорее всего, не хватит. Если вы всерьез решили посвятить себя какому-то делу, нужно уже в школе искать дополнительные источники информации: открытые лекции, образовательные видео на Youtube, вузовские книги и т. п.
Учеба в школе — непростое дело, особенно когда приближаются переводные и выпускные экзамены. Однако в ваших силах облегчить себе подготовку к урокам и выполнение заданий, если вы научитесь избегать типичных ошибок, которые совершают целые поколения школьников.
https://www.ucheba.ru/article/4667#
Коллеги, как вы считаете, есть ли необходимость задавать ученикам задания на дом?
Домашнее задание нужно задавать, но в разумных пределах.
С каждым днём всё больше убеждаюсь, что трачу время, отведённое на проверку домашнего задания, попусту. К уроку готовятся добросовестно одни и те же ученики. И одни и те же позволяют себе регулярно не выполнять домашнее задание. Мотивированные учащиеся сами занимаются дополнительно, без напоминаний и наставлений взрослых. А степень усвоения учебного материала прошлого занятия учениками можно выявить при выполнении заданий на разных этапах урока.
Кстати, и у меня некоторые ошибки, но уже при написании поурочного плана или при проверке тетрадей срабатывают.