Как оценивание может изменить сознание учеников
Наполните каждую отметку личным содержанием для ученика. Для каждой проверочной работы формулируйте учебные цели и задачи. По итогам проверки обеспечивайте эффективную обратную связь для детей и родителей. Не позволяйте детям самим интерпретировать количественные результаты их работы. Помните, что коммуникация превыше всего.
Проверка знаний и выставление отметок – это всегда очень личные переживания для учеников, оказывающие большое влияние на их самооценку и мотивацию. Без четкого объяснения, что вложено в отметку – учащиеся могут сами её интерпретировать. Недостаточно уверенные в себе дети, получая невысокий балл, часто чувствуют себя подавленными и глупыми. Комментируя и разъясняя, почему он именно так оценил проверочную работу, учитель не дает ученику закрыться и сдаться, предоставляет возможность для развития и улучшения результатов. Эксперт одного из американских центров по разработке и улучшению систем оценивания в образовании Николь Димич Вейгл напоминает, какой огромной силой обладает учитель в процессе формирования уверенной и мотивированной личности учащегося.
Когда в центр обучения ставится коммуникация между учеником и учителем, становится очевидным – как несовершенен количественный результат оценивания. Представление о том, что отметка способна мотивировать, ошибочно. Дети, не получающие высоких баллов, не знают, какие шаги нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию и повысить свою результативность. Часто это деморализующая и разрушительная практика.
Ниже несколько рекомендаций, следуя которым учитель может предоставлять не только количественную, но и качественную, содержательную обратную связь по итогам предлагаемых проверочных работ и заданий.
Сделайте процесс обучения максимально прозрачным
Пишите для учеников учебные задачи и цели для каждого задания, проверочной работы, теста и т.д., которые вы им даете. Указать просто количество баллов за выполнение – недостаточно. Результат не даст детям и их родителям реальной картины – чему они научились и над чем еще необходимо работать.
Удостоверьтесь, что все проверочные работы и задания, которые вы предлагаете ученикам, соответствуют уровню их знаний и умений
Сверьтесь с образовательными стандартами и актуализируйте для себя требования к результатам освоения основной образовательной программы. Пересмотрите и добавьте новые задания и вопросы, которые помогут вам оценивать степень понимания и освоения материала на каждом этапе. Обеспечьте предлагаемым заданиям надлежащий уровень соответствия и актуальности.
Проанализируйте сложности каждого ученика; определите – что требует улучшения; сформулируйте следующие шаги
Вместе с коллегами просмотрите несколько примеров выполненных проверочных работ каждого из учеников. Попробуйте определить – что лежит в основе ошибок и сложностей, а что, напротив, помогает получать высокий балл и двигаться вперед. Обеспечьте учащихся обратной связью, сформулируйте, что им нужно предпринять, чтобы подняться на новый уровень.
Разработайте для учеников инструкции – что конкретно нужно сделать, чтобы продвигаться вперед
Часто мы просто указываем на ошибку, без разъяснений, что делать дальше, чтобы она не повторялась в будущем. Расценивайте ошибки как возможности для роста и развития. Сформулируйте для учеников план конкретных действий для улучшения ситуации; опишите, чего им не хватает; поддерживайте коммуникацию с родителями.
Что говорят эксперты?
Зискин Константин Евгеньевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики института «Высшая школа образования» МПГУ
Оценка в школе больше чем оценка. Ничто так не волнует учеников и их родителей, как оценка. Ничто не вызывает такого количества конфликтов и стрессов, как оценки. К этому относятся и традиционные цифровые отметки, и оценки в форме похвалы или порицания. В оценке концентрируется ответственность учителя. А ответственность нести всегда непросто. Поэтому неудивительно, что основные направления улучшения системы оценивания в школе связаны, прежде всего, с повышением объективности оценки и с вовлечением самих учащихся в процесс оценивания. В первом случае ответственность перекладывается на разработчиков регламентов и процедур, а во втором, как бы разделяется со школьниками. Однако очевидно, что полной объективности достичь невозможно, а равенство в процессе оценивания учителя и его подопечных – лукавство. Идея в том, что оценка должна превратиться из грубого стимула, типа «кнут и пряник», в инструмент мотивации учащихся видится наиболее перспективной. Правильно данная оценка вполне может стать действенным ресурсом развития ученика. Самое главное здесь – понимать, что процесс оценивания в реальности состоит из двух этапов: 1. диагностика (то есть определение — что и как сделал школьник и как это соотносится с нормой) и 2. обратная связь (как учитель сообщает эту информацию ученику). Похоже, что искусство достоверной диагностики и адекватной обратной связи и является тем, что называют педагогическим мастерством.
http://blog.openschool.ru
Спасибо за информацию
На данный момент у меня 353 ученика, как составить на каждого ученика инструкцию
у меня в 2 раза меньше ...и я тоже не знаю, где на всё и всех время найти.
Очень трудоёмкий процесс. Осуществимый только в работе с одним конкретным классом. Ведь инструкцию нужно не только разработать, но и поддерживать связь с родителями, наблюдать за динамикой изменений и вести мониторинг.