Когда медицинская наука выделила аутизм как заболевание? Болезнь ли это?
Аутизм не заболевание, а состояние или расстройство развития, имеющее биологическую природу. Им нельзя заболеть и его нельзя вылечить. С этим нарушением развития человек рождается, живет и доживает до старости. Можно сделать так, чтобы аутизм не мешал жить человеку, но от него нельзя излечиться, по крайней мере, на сегодняшний день. Впервые состояние описал в 1943 году американский психиатр Лео Каннер. Примерно в то же время к похожим выводам пришел и австрийский психиатр Ганс Аспергер. Из-за того, что их публикации были разделены языковым барьером и границами, долгое время считалось, что есть два разных аутизма - "Каннеровский аутизм" и "синдром Аспергера". На самом деле, как показывают исследования, существует много "аутизмов", а люди с этим расстройством очень разные. Есть люди с аутизмом и выдающимися способностями, а есть люди - с выраженными трудностями в обучении - и все это аутизм. Поэтому ученые говорят о целой группе нарушений, а все похожие состояния называют "расстройствами аутистического спектра". (далее - "аутизм")
Когда ставить диагноз? Как понять, что у ребенка расстройство? Специального анализа на аутизм не существует, а диагноз ставится на основании наблюдений за поведением ребенка. Согласно принятой в наши дни Международной классификации болезней (МКБ-10), аутизм не заболевание, которое нужно лечить и можно излечивать. Это нарушение развития, состояние, которое можно с помощью развивающей и обучающей программы корректировать. Чтобы понять, есть ли основания говорить об аутизме в том или ином конкретном случае, следует обратить внимание на комплекс симптомов, известный как "триада аутизма". Главные поведенческие проблемы, которые могут быть у ребенка и которые непосредственно связаны с аутизмом - нарушения коммуникации нарушения социального взаимодействия ограниченные, повторяющиеся модели поведения, интересы и занятия То есть, у людей с аутизмом бывают проблемы с социальными и эмоциональными навыками, зачастую они не способны вести диалог, они иногда повторяют одну и ту же последовательность действий, не любят изменений в распорядке дня, не умеют притворяться и предпочитают играть в одиночестве. Ребенок с аутизмом порой не пользуется указательным жестом, чтобы показать свой интерес к чему-то, а вместо того, чтобы что-то сказать, повторяет услышанные слова и фразы. Стоит помнить, однако, что аутизм как достаточно непростой поведенческий диагноз не может быть поставлен при наблюдении только за одним параметром: смотрит/не смотрит в глаза, говорит/не говорит. Диагноз ставится только в тех случаях, когда проявления симптомов влияют на жизнь ребенка или взрослого и мешают ему общаться, учиться и развивать различные навыки. Исследования показывают, что достаточно надежно возможно поставить диагноз с возраста полутора лет. Чем раньше поставить диагноз, тем выше шанс, что ребенок сможет впоследствии адаптироваться к своему состоянию.
Как следует называть людей с аутизмом и почему это важно? Корректным считается говорить о человеке с аутизмом, а не об "аутисте". В данном случае мы придерживаемся принципа "сначала человек" (people first). Корректная терминология невероятно важна для любого человека. То, как мы говорим о людях - определяет то, как мы к ним относимся. Мы в первую очередь должны видеть человека с его уникальными особенностями и потребностями, а только потом - его диагноз. И это помогает помнить о том, что люди с нарушениями развития имеют такие же права - жить в семье, учиться, играть, заниматься любимыми делами - как и все остальные люди.
Как адаптировать человека с аутизмом к профессиональной жизни? Успешность в профессии часто зависит от социальных навыков, которые не развиты у людей с аутизмом. Поэтому им необходимо профессиональное сопровождение и помощь, особенно в начале работы. Люди с аутизмом могут быть прекрасными работниками. Их особенности - внимание к деталям, увлеченность, дисциплина - могут быть преимуществом на работе, требующей высокой концентрации внимания.
Как общаться с ребенком с аутизмом в компании друзей, нужно ли проявлять активность, задавать вопросы, вовлекать в игру? Как общаться с ребенком посторонним людям? Что можно делать и чего нельзя? Существуют специальные программы, направленные на помощь ребенку с аутизмом в развитии социальных навыков, общения и игры со сверстниками. Его учат вступать в диалог и поддерживать его, придерживаться правил в игре, отказываться от того, что неприятно. Программы предусматривают и обучение людей, которые окружают ребенка - и детей, и взрослых. Очень важно давать ребенку с особенностями время для обработки информации, не торопить его, поддерживать инициативу. Лучше избегать длинных предложений и фразеологизмов.
Правда ли, что люди с аутизмом - гении? Это один из самых распространенных мифов об аутизме. Повторимся, что люди с аутизмом разные. У некоторых - выдающиеся способности, но встречаются и те, у кого выраженные трудности в обучении. И все это - аутизм. Четыре мифа об аутизме, которые давно пора развеять Мир должен приспособиться к жизни с аутизмом Но неверно считать, что все люди с аутизмом - гении, хотя некоторое количество людей с нарушениями действительно такими способностями обладает. Неверна и точка зрения, согласно которой все они имеют когнитивные нарушения.
Аутизм - взгляд на мир с другого ракурса? Люди с аутизмом несколько иначе обрабатывают информацию, поэтому можно сказать, что они по-другому воспринимают мир. Некоторым из них это позволяет самовыражаться в искусстве и добиваться успехов в других областях. При этом аутизм порой затрудняет понимание социальных ситуаций, намерений и чувств других людей. Это влияет на повседневное общение человека и его поведение.
Как выглядит мир глазами человека с аутизмом? Некоторые взрослые люди с аутизмом говорят об особенностях их видения мира: они более остро воспринимают некоторые звуки и запахи. Другие замечают детали, которые для других не особенно важны. Им сложнее находиться в местах большого скопления людей (вокзалы, торговые центры, стадионы), правда, многие придумывают стратегии выхода из трудных ситуаций.
Возможно ли полностью избавиться от аутизма? Если с ребенком начать заниматься рано, можно добиться впечатляющих результатов. Как показывают последние исследования, у небольшой группы детей (около 10%), получивших раннюю помощь, в дальнейшем вовсе не проявляется поведенческих особенностей, которые являются основанием для постановки диагноза "аутизм". Это недавно полученные данные, которые требуют дальнейшего изучения. У большинства же детей симптомы, на основании которых был поставлен диагноз, сохраняются всю жизнь, но программа помощи может скорректировать поведение человека и улучшить его жизнь в обществе.
В чем причины аутизма? В результате чего повышается риск рождения ребенка с аутизмом? Можно ли как-то снизить риски этого? На сегодняшний день причина аутизма все еще не понятна. Исследования показывают, что существует ряд факторов риска. возраст родителей наличие в семье других детей с нарушениями развития прием некоторых медикаментов во время беременности недоношенность аутизм встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек В последнее время все чаще говорят, что загрязнение окружающей среды может рассматриваться как один из факторов риска, но пока это не полностью подтвержденные исследованиями гипотезы. Известно также, что при некоторых генетических синдромах (х-ломкая хромосома, синдром Ретта, синдром Дауна) вероятность аутизма выше.
Возможно ли, чтобы дети с аутизмом учились в обычных школах? Немало детей с аутизмом обучаются в обычных школах по самым обычным программам. Некоторым нужна лишь небольшая адаптация школьной программы, например, возможность отвечать письменно, если устный ответ затруднителен. На сегодняшний день специалисты в области детского развития в один голос говорят, что для нормальной жизни ребенка с особенностями развития ему необходимо общаться с обычными сверстниками и учиться вместе с ними. Уровень инклюзивного образования может отличаться. Например, дети с аутизмом в сочетании с трудностями обучения могут изучать отдельные предметы в специальном классе, а на других предметах (физкультура, музыка, любимые предметы, дисциплины, которые даются легче) быть среди обычных сверстников. Очень важно, чтобы дети находились вместе на переменах, в столовой, видели друг друга и привыкали. Ведь после окончания школы ребенок с нарушениями будет жить среди обычных людей, а не в специально организованной группе.
Передается ли аутизм по наследству? Аутизм имеет генетическую природу, но точная причина расстройства пока не известна. Как показывают исследования, вероятность, что в семье с особенностями развития родится ребенок с расстройством, выше. Но это не четкая корреляция, а всего лишь некоторое повышение риска. Генетическое консультирование при планировании семьи может помочь при выявлении риска многих генетических синдромов, но в случае с аутизмом пока никаких конкретных рекомендаций дать нельзя. Если не выявляется никаких сопутствующих генетических состояний, вероятность рождения типично развивающегося ребенка выше, нежели риск рождения ребенка с аутизмом.
http://qamshy.kz/rus/show/16952
Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (1756—1791)Австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.
Билл ГейтсАмериканский предприниматель и общественный деятель, один из создателей и крупнейший акционер компании Microsoft. Также является сопредседателем благотворительного Фонда Билла и Мелинды Гейтс.В период с 1996 по 2007 год и в 2009 году — самый богатый человек планеты по версии журнала Forbes.Его состояние в сентябре 2009 года оценивалось в 50 млрд долларов. Билл Гейтс является одним из рекордсменов по размеру средств, переданных на благотворительность: в период с 1994 по 2010 г. он вложил в Фонд Билла и Мелинды Гейтс более $28 млрд.
Мари́я Кюри (1867 - 1934)Польско-французский учёный-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественный деятель. Дважды лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и химии (1911), первый дважды лауреат премии в истории. Основала институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы радий (от лат. radiāre «излучать») и полоний.
Джейн Остин (1775 — 1817)Английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов. Её книги являются признанными шедеврами и покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора. Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.
Э́мили Эли́забет Ди́кинсон (1830 - 1886)Американская поэтесса.Стихи Дикинсон не имеют аналогов в современной ей поэзии. Их строки коротки, названия, как правило, отсутствуют, и часто встречаются необычная пунктуация и использование заглавных букв. Многие её стихи содержат мотив смерти и бессмертия, эти же сюжеты пронизывают её письма к друзьям. Эмили Дикинсон рассматривается критикой как один из величайших американских поэтов.
Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (1853 - 1890)Нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция.Всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.
Сатоси Тадзири (род. 28 августа 1965 года)Японский геймдизайнер, создатель серии игр, манги и сериала «Покемон». Он вошёл в список ста самых лучших геймдизайнеров по версии IGN.
То́мас Дже́фферсон (1743 -1826)Видный деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США в 1801—1809, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. Основными событиями его президентства, успешного для страны, были покупка у Франции Луизианы (1803) и экспедиция Льюиса и Кларка (1804—1806).
Альбе́рт Эйнште́йн (1879 - 1955)Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др.
Григо́рий Я́ковлевич Перельма́н (р. 13 июня 1966, Ленинград, СССР)Выдающийся российский математик, первым доказавший гипотезу Пуанкаре.В марте 2010 года Математический институт Клэя присудил Григорию Перельману премию в размере одного миллиона долларов США за доказательство гипотезы Пуанкаре[17], что стало первым в истории присуждением премии за решение одной из Проблем тысячелетия. В июне 2010 года Перельман проигнорировал математическую конференцию в Париже, на которой предполагалось вручение «Премии тысячелетия», а 1 июля 2010 года публично заявил о своём отказе от премии
В 1 классе, где я работаю, учится одна "странная" девочка. Её никогда не слышно. На вопросы она не отвечает, лишь мило улыбается. Руку не поднимает, не проявляет видимого интереса к учёбе. Находясь на уроке, она как будто отсутствует, живёт в своём собственном мире. Когда классный руководитель сообщила мне о её диагнозе, я нашла объяснение такому вот "странному" поведению. Я стала присматриваться к ней повнимательней и заметила, что девочка не лишена способностей, как мне показалось сначала. Социализация пойдёт ей только на пользу. Сейчас, спустя полгода, уже есть кое-какие сдвиги: девочка стала (пусть даже редко) поднимать руку, можно услышать ответ на заданный вопрос, причём почти всегда правильный, письменные работы выполняет не хуже других.
Хорошая статья.
По роду своей деятельности и я столкнулась с таким ребенком. Только к концу года ребенок стал реагировать на меня. А так если я задавала вопросы, он отвечал на свои мысли или, в лучшем случае, повторял за мной фразы. Каждое свое действе он комментирует, типа "взял ручку", ""взял линейку, карандаш". Постоянно переспрашивает или злится, что я повторяю несколько раз. Поэтому конечно "социализация" необходима, но и про особенности этих детей необходимо рассказывать уже в институте, потому что не каждый может выдержать такой нагрузки