Цель конструктивистского преподавания состоит в том, что развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков учеников. Для решения этой задачи современной школе необходимо создавать условия для формирования функционально грамотных людей, внедряя новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика, к сожалению, не могут решить такую задачу. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
«Казахский язык» – один из основных предметов школьной программы, направленный на обучение школьников различным видам речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
Предмет представляет собой целостную систему первоначального обучения, ориентированного на личностные, деятельностные и предметные результаты обучения. В результате обучения предмету ученики должны достигнуть развития коммуникативной компетенции в рамках определенного тематического минимума.
Целью предмета «Казахский язык» является простой и основной (базовый уровень начального владения) уровень владения языком в коммуникативном подходе.
Деятельность учителя направлена на решение следующих задач:
1. развитие мотивации к освоению языка;
2. формирование умения вести различные содержательные диалоги, навыков выстаивания монологической речи, всех видов чтения и понимания основного содержания различных текстов.
3.воспитание чувства уважения к государственному языку, традициям и культурному наследию.
В процессе обучения реализуется межпредметные связи с такими областями познания как: познание мира, физическая культура, музыка, языки.
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по теме модуля «В магазине «Овощи – фрукты»» для 4 класса разработано на основе Учебной программы, на календарный - тематический план 2016 - 2017 учебный год, «Руководства для учителя» и раздаточных материалов с целями интеграции в практику преподавания в классе семи модулей Программы, определения целей, форм работы, методов оценивания, ресурсов, необходимых для достижения ожидаемых результатов.
В результате изучения данного модуля дети овладеют основным уровнем развития казахского языка по изучаемой программе.
Одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире.
Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
В целом дети способны без особых проблем усвоить программный материал. Однако наблюдения за детьми показывают, что ученики не всегда организованны, внимательны и активны в обучении, чаще всего настроены на пассивное восприятие информации, не ставят перед собой цели усвоить материал урока, не владеют способами логической обработки информации, методами запоминания новых слов и понятий, не готовы к распознаванию ошибок и оценке своих работ, то есть демонстрируют недостаточный уровень саморегуляции. Исследования свидетельствуют, что низкий или недостаточный уровень саморегуляции может стать причиной низкой успеваемости даже у способных учащихся, что несомненно является одной из проблем, требующих внимания педагогов. Помимо этого важно учитывать, что младший школьный возраст является благоприятным для развития саморегуляции, что также обуславливает необходимость ее активного формирования.
При этом саморегуляция в моем понимании - это способность концентрировать внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, ставить перед собой цели, продумывать план действий и предусматривать необходимые условия, необходимые для достижения цели, оценивать свое обучение, брать на себя ответсвенность, уметь учиться. Таким образом, саморегуляция – одна из центральных линий развития ребенка в процессе его обучения. Поэтому важнейшей педагогической задачей является развитие саморегуляции детей посредством применения различных педагогических приемов и методов.
Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. д.).
Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различного учебного материала. Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено, прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать.
Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.
Эффективная реализация методики формирования функциональной грамотности учащихся включает наряду с традиционными методами оценки учителем составляющих функциональной грамотности знаний и умений - самооценку ребенком успешности личностного опыта общения и работы с информацией формирования функциональной грамотности.
Моя практика в школе была начата с переосмысления содержания семи модулей программы курса «Эффективное обучение». В настоящее время в условиях обновления содержания образования невозможно вести учебный процесс, используя традиционные и стандартные формы работы в классе.
Классы чаще всего состоят из неоднородных групп учащихся по уровню обученности и развития, и задача учителя – найти подход к каждому ученику, научить каждого ученика учиться и достигать поставленную учебную цель. И поэтому, я серию последовательных уроков я проводила в 4 Б классе по предмету казахский язык, в которых интегрированы семь модулей Программы. Мой предмет, казахский язык, предполагает системное развитие речи и читательской грамотности учащихся. Уроки направлены на развитие навыков саморегуляции через ведение рефлексивного дневника.
Применение модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» позволит мне внедрить в практику преподавания такие педагогические подходы как «преподавание и обучение на основе диалога» и «обучение тому, как учиться» в основе которых лежит идея о том, что дети формируют свое мышление на основе личных рассуждений и социального взаимодействия. На всех уроках планирую применять парные, групповые формы работы, формировать навыки группового взаимодействия, стимулировать развитие диалогической беседы в классе. Для формирования у учеников умения учиться буду учить детей формулировать гипотезы и вопросы, обучать консультировать друг друга, ставит цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с вопросами. Я думаю, что модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» поможет мне построить обучение и преподавание на основе диалога и способствовать когнитивному и мотивационному развитию моих учеников.
Для внедрения модуля «Обучение критическому мышлению» планирую предлагать задания на составление вопросов высокого порядка, стратегию «Ключи мудреца», таблицы, ведение записей в рефлексивном дневнике, что будет способствовать развитию у учеников навыков критического, логического мышления, самостоятельности, самоанализа, саморефлексии. При реализации данного модуля считаю важным сделать акцент на необходимости развития собственного критического мышления, а также рефлексивного преподавания как основы эффективного обучения.
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» - важнейшая часть преподавания, направленная на развитие мотивационных ресурсов учеников, совершенствование процессов обучения. Модуль позволит мне реализовать на практике способы суммативного и формативного оценивания, а также их роли в различных ситуациях оценивания.
Новые методы оценивания тесно связаны с развитием саморегуляции и мотивации учащихся. Буду вовлекать своих учеников в процесс самооценивания, взаимооценивания и взаимопроверки по критериям, используя следующие стратегии: «Светофор», «Смайлики» «Две звезды и пожелания». Также для отработки формативного оценивания планирую разработать критерии оценивания и более точно объяснить своим ученикам и их родителям цели оценивания по критериям.
Во время групповой, индивидуальной работы, взаимопроверки и взаимооценивания ученики примерят на себя различные роли, такие как «Организатор», «Спикер» и др. Ученики исследуют и выявят собственные творческие таланты и начнут формировать пути их оптимального использования. Для достижения наилучших результатов ученикам будут даны точные критерии оценивания.
Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» предполагает использование в практической деятельности прогрессивных подходов к обучению, направленных на совершенствование когнитивного развития детей в соответствии с их возрастными различиями. Так как я являюсь учителем казахского языка, я ставлю перед собой задачу не только научить детей читать и писать, применять правила, но и способствовать речевому развитию детей.
Внедрение модуля ««Использование информационно - коммуникативных технологий в преподавании и обучении» будет способствовать улучшению процессов преподавания и обучения. Для этой цели я планирую разработку презентаций по темам уроков, наглядности, раздаточных материалов, использование интерактивного оборудования.
Изучая и осваивая Программу курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан «Эффективное обучение», я усвоила семь модулей программы. С точки зрения конструктивистской теории развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Это значит, что традиционная методикам преподавания, основанная на трансляции готовых знаний, не отвечает современным требованиям об эффективном преподавании. Это означает, что я должна освоить новые методы преподавания и их использовать на практике. В результате изменения методики преподавания мои ученики научатся самостоятельно работать на уроке, у учеников разовьются способности к пониманию и отслеживанию опыта обучения посредством процесса метапознания. Поэтому я буду использовать модуль «Обучению тому, как учится», который согласуется с процессом «саморегулирования». Это позволит мне отслеживать, оценивать, контролировать выполнение заданий и развивать речь детей.
Интегрирование семи модулей Программы в учебный процесс позволит мне с помощью техник и стратегии провести урок в активной форме, заинтересовав учащихся учебным процессом.
Рефлексивные навыки должны формироваться в системе и чем раньше, тем лучше, т.к. ученики должны уметь анализировать свою деятельность и самостоятельно ставить перед собой учебную цель. А моя роль как учителя – оказывать им поддержку и организовывать учебный процесс максимально эффективно.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование Формирование функциональной грамотности является сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педтехнологии.
Это современное образование
Очень познавательная и интересная статья. Удачи Вам!