kz ru en

Авторизация


Шпаргалки для учителя

Собственная интуиция

Главная премудрость социо/игровой педагогики — опора на собственную интуицию. Интуиция есть у каждого человека. У каждого учителя. И именно личная интуиция лучше всего подскажет правильные ходы, которые, быть может, и окажутся самыми что ни на есть социо/игровыми. А для активизации интуиции мы постоянно напоминаем учителям о необходимости почаще вспоминать свое собственное детство, собственный опыт участия в различных играх — и дворовых, и комнатных, и командных, и индивидуальных. Именно обращение к собственному игровому опыту позволяет учителям сочинять чудесные дидактические ходы и приемы.

 Прятать дидактику  

Во время урока необходимо как можно тщательнее прятать дидактику, убирая её  «с глаз долой». Например, ординарную проверку учителем очередного задания («правильно/неправильно») почаще заменять на выяснение каждым учеником, интересно или нет соседям его мнение. А это уже совсем другая позиция. Она связана с ученическим творчеством.

 Необходимость движения  

Казалось бы, какая разница — учитель раздает карточки с заданием или ученики сами бегут за ними со своих мест? Разница огромная. Ведь движение — под любым предлогом и как можно больше — способствует мозговой деятельности человека. Это азы физиологии. Сам-то вон учитель — то пройдётся по классу, то сядет-посидит, то на подоконник обопрётся. А ученики — сидят бедные, как цепями прикованные.

 Смена составов  

На уроке часто случается так, что одни группы работали не покладая рук, а у других что-то не заладилось и дело не пошло. Поэтому важно, чтобы составы групп как можно чаще менялись (даже в пределах одного урока!) Тогда одни свой рабочий опыт начинают друг другу передавать, а другие, опираясь на плечо работяг, учатся справляться с ситуациями, если вдруг что-то не заладилось.

 Не по указке учителя  

Бывает, что ученическая группа оказывается всего лишь  «предлагаемым обстоятельством» (а точнее декорацией) для индивидуальной сдачи мини-зачета учителю. По сути, такая форма работы никакая не групповая. А чтобы она ею стала, учителю нужно ориентироваться на наглядную сравнимость и вариативность. Допустим, группы сначала получают задание по содержанию: пересказать один и тот же кусочек. И тогда, допустим, первая группа отнеслась формально: рассказали кое-как, концы с концами не сходятся. Но вот свой вариант-версию излагает другая группа, потом третья. И ведь, конечно, каждой последующей группе захочется свой пересказ сделать не хуже, чем у предыдущей команды. И тогда первая группа  (формалисты) явно пожалеют, что так плохо пересказали. И пожалеют они добровольно, а не по указке учителя. Добровольность в данном деле — самое ценное, потому что именно она даёт надежду для учителя, что ученики на следующем занятии подобное задание будут выполнять уже не абы как, потому что будут помнить: весь класс, навострив ушки, придирчиво их слушает и сравнивает, у кого что получилось.о

 Шум на уроке  

Когда у учителя возникает недовольство  «посторонним» шумом (таким естественным при групповой работе), то ему следует каждый раз заново давать себе отчёт, «вреден» или нет этот шум, возникающий на местах. В очередной раз повторим, если педагог посчитает шум «вредным», то нужно или сменить задание, или ещё более его конкретизировать. Когда же «шум» является результатом общей активности при показах группами своих результатов, то лучше начинать с тех, кто обычно не высовывается. Случается, что, когда одна группа показывает другим свои результаты, некоторые  (у кого опыт работы в микро/группах мал) смотрят невнимательно −  «шумят». Учителю необходимо либо терпеливо дождаться того времени, когда дети откроют для себя интерес в слушании результатов соседей, либо проверить общую организацию задания. Напомним, что например, когда время, отведённое на задание, истекло, все группы складывают свои рабочие листочки в «ларец» и рассаживаются для слушания в новом углу  (смена мизансцены переключает внимание с подготовки на восприятие работы других). Хозяин «ларца»  (им может быть и учитель, и ученик), не глядя, достает любой рабочий листок. Соответствующая группа начинает показ результатов.

 Временные рамки  

Заинтересованность человека всегда выражается в изменении темпа и ритма его поведения. А если изменить темп или ритм жизни ученика, что станет с его заинтересованностью? Она тоже изменится, и, как правило, в лучшую сторону. 

Темп − это скорость. Ограничьте время − и темп увеличится. И дети сломя голову кинутся выполнять задание (если оно, конечно, не какое-нибудь сверхзаумное).  «Легкотня! Это мы сейчас в два счета выполним!» Ограничения по времени  (1-2 минуты — не более) помогают возникновению подобной видимости простоты. Ну а что же бывает, когда на задание даётся не две, а 10-15 минут? Обычно ученики восемь минут раскачиваются, а потом за оставшиеся всё те же две минуты выполняют всю работу. Впопыхах, конечно. Так не лучше ли сразу дать две минуты? Когда времени впритык, то ученикам, во-первых, будет что друг у друга попроверять, а во-вторых, делать это они начнут очень даже заинтересованно: ну-ка поглядим, что там соседняя группа успела? 

Временные рамки − как реке берега − очень даже нужны. Например, для того, чтобы возникли течения − мыслей, чувств, находок. Чем прочнее берега, тем более стремительные течения они могут выдержать. А если берега подкопать, то течение прекратится и начнется заболачивание местности.

 Следить за секундной стрелкой  

На уроках как обычно бывает? Учитель чуть что — сразу кричит: «Дорога каждая минута! Некогда ворон считать!» При этом сам время ученическое не ценит: читая мораль ротозеям, тем самым транжирит время тех учеников, которые находятся в рабочей форме (ведь они-то во время нотации вынуждены простаивать). Если же учитель во время групповой работы станет буквально «держаться за часы» (держать их зажатыми в кулаке перед собственным носом и следить за секундной стрелкой), то тем самым он будет демонстрировать ученикам свою личную дисциплинированность.

Например. На задание — 2 минуты. ученики работают, учитель следит за секундной стрелкой. Когда прошло соответствующее время, то для поддержания рабочего азарта учитель сообщает: «Осталась всего-навсего 1 минута… Осталось 30 секунд…» Следующее предупреждение, когда останется 15 секунд, потом 5 секунд. И наконец, звучит команда: «СТОП! Время истекло!» Тем самым учитель на деле умудряется показать ученикам, что такое дорожить каждой секундой. 

http://www.openlesson.ru/%20http://www.openlesson.ru/?p=683 

4
7

Комментарии (4)

Дуйсебаева Данагуль,
Преподаватель

Порой бывает так, что "разделяют" на группы и непонятно для чего.. 

Темирова Айнаш,
Преподаватель

Я пользуюсь песочными часами и на карточках написано за сколько минут они должны выполнить задание.

Зейтова Анар,
Преподаватель

Время самое бесценное богатство

Барышева Марина,
Преподаватель

А у меня лично, когда постоянно кричат время наоборот наступает состояние "ступора" и пропадает любое желание работать. Мы все разные и если одного это ситуация "подстегивает", то другого нет.